Тяжёлая техника настольного формата: корпус GMC R-4 Bulldozer

Автор: SV
Дата: 24.06.2009
Все фото статьи

Введение


Дизайн компьютерных корпусов, а точнее, их внешний вид — странная штука. С завидной частотой в очередной раз читая о «потрясающем внешнем виде» очередного корпуса, я пытаюсь понять, что же такого потрясающего в этом металлическом ящике. Ну да, пластиковая или алюминиевая передняя панель с блестящими «нашлепками», переливающиеся как новогодняя елка светодиоды в вентиляторах, небольшой жидкокристаллический экранчик — и вот это считается «потрясающим»? Честно говоря, порой очень хочется провести простейший тест — выставить перед пишущими такие строки штук пятьдесят разных корпусов и спросить: «Ну как, сколько тут потрясающих моделей? Свою сможете узнать?» Возможно, я несколько и перегибаю палку, но вряд ли сильно — слишком уж редко производители выходят за рамки оформления в стиле «прямоугольная передняя панель с парочкой украшательств». Многих такая ситуация вполне устраивает — лучше уж аскетичный и сугубо функциональный облик, чем аляповатое «нечто». И все же, душа тянется к прекрасному... И наглядный пример тому — получившее достаточно широкое распространение движение моддеров. Эти люди готовы потратить время, деньги и свои собственные силы, но сделать что-то, отвечающее их личным эстетическим предпочтениям и разительно выделяющееся из общей массы типовых компьютерных корпусов. И право слово, даже такой закоренелый поклонник практичного дизайна, как я, не в силах остаться равнодушным, когда взгляд падает, например, на системный блок, выполненный как робот Wall-E из одноименного мультфильма. Но будем честны — далеко не все, кому хочется иметь дома необычно выглядящий системный блок, готовы (и способны) создать своими руками такое чудо.

Конечно, пускай не часто, но все же встречаются и серийно выпускающиеся корпуса, изрядно отличающиеся от общей массы. В голову сразу приходит побывавший в нашей лаборатории Antec Skeleton или действительно очень необычный на вид Lian Li PC888. И все же, таких показательных примеров слишком мало — за неимением большего постепенно привыкаешь считать необычными все корпуса, хоть как-то выделяющиеся на общем фоне безликих корпусов.

Простите за столь внушительное вступление — просто сегодня героем нашего обзора стал корпус, чей внешний вид весьма изрядно отличается от конкурентов. Итак, встречайте — GMC R4 Bulldozer.


GMC R-4 Bulldozer


Три корпуса компании GMC некоторое время назад уже побывали в нашей лаборатории, оставив о себе достаточно приятное впечатление: AVC-K2 — своей «заточенностью» под создание домашней мультимедийной системы на его основе, а R2 Toast и R3 Corona — компактной нестандартной компоновкой. Наш сегодняшний герой является в некотором роде творческой переработкой и продолжением серии «R» — он построен на том же шасси, но довольно существенно отличается.


И главным отличием является, конечно же, облик корпуса R-4 Bulldozer, в особенности — его передняя панель. Зачастую производители лишь меняют цвет, создавая новую модель корпуса, или меняют расположение кнопок и украшающих элементов — здесь же глобальной переделке подверглась вся передняя панель. Пожалуй, единственное, что роднит Bulldozer с его предшественниками по серии — необычно малая длина корпуса, достигнутая за счет вертикального расположения оптического привода и жестких дисков. Но как великолепно вписан привод в корпус!

Не могу сказать, что облик корпуса напоминает мне землеройную машину: все же, бульдозер — это что-то массивное, мне же в голову, скорее, приходят ассоциации с уборочной или погрузочной техникой. Как бы то не было, но облик у этого корпуса, с пластиковыми фермами, агрессивно выглядящими вентиляционными отверстиями и двумя миниатюрными, но действующими штоками действительно очень необычен. Да, этот корпус вряд ли будет уместен на офисном столе (хотя, если компания занимается продажами строительно-уборочной техники — напротив, такой корпус надо ставить на самое видное место!), но вот дети от него наверняка будут в восторге. Если ребенок уже достаточно взрослый, чтобы понимать, что это не надо пробовать на прочность, то домашний компьютер в таком корпусе будет для него прекрасным подарком.

К нам на тесты попал корпус черного цвета, но существуют и другие расцветки — R-4 Bulldozer также выпускается в красном, зеленом, оранжевом и белом оформлении, так что подобрать наиболее подходящий вариант не составит труда. Причем все они, кроме разве что белого, выглядят, я бы сказал, достаточно стильно и агрессивно.

Уже с первого взгляда видно, что не только облик, но и охлаждение корпуса подверглось существенной переработке. Если в моделях R-2 и R-3 нам встречалось лишь по одному 80-мм вентилятору на задней панели, то в R-4 Bulldozer мы уже на передней панели за пластиковой обрешеткой видим 92-мм вентилятор. Судя по всему, на боковой панели за обрешеткой также скрывается вентилятор.


И действительно, напротив процессора на боковой панели закреплен 80-мм вентилятор, подключенный к миниатюрному контроллеру, скрытому под пластиковой декоративной панелью и имеющему выносной термодатчик. Нижняя часть боковой панели просто обладает перфорацией для обеспечения притока воздуха к видеокарте.


Показания температуры с датчика выводятся на маленький индикатор, размещенный на боковой панели. Рядом, в углублении на торце пластикового наплыва, расположены два светодиода и кнопка, отвечающая за изменение оборотов вентилятора.


Но вернемся к передней панели. На выступе в ее нижней части сгруппировались разъемы, представленные типичным набором из двух портов USB (кстати, разнесенных достаточно широко, чтобы не было проблем с подключением двух широких устройств одновременно), двух аудиоразъемов и кнопок питания и сброса. Последняя выполнена чуть меньше по размеру, так что спутать их не получится. И все же, в целях защиты от случайного нажатия, ее можно было бы убрать и чуть поглубже, чтобы она нажималась только карандашом или другим тонким предметом.

Рядом разместился маленький экран, на который выводятся данные с еще одного выносного термодатчика. Так что, если вам жизненно необходимо следить за температурой в двух точках внутри корпуса, а программные методы снятия данных со встроенных термодатчиков по каким-то причинам не устраивают, то Bulldozer вам понравится и в этом аспекте. Кроме того, светящиеся красные цифры дополнительно оживляют внешний вид корпуса.


С остальных сторон шасси корпуса сохранило преемственность поколений — как и в ранних моделях, мы видим на задней панели два посадочных места под 80-мм вентиляторы и внушительную перфорацию рядом с заглушками слотов расширения.

Никуда не делся и блок вентиляционных отверстий, расположенный на правой боковой панели напротив корзины с жесткими дисками.


Поскольку лицевая панель оптического привода спрятана под декоративной крышкой, то для его открывания предусмотрен специальный рычажок, весьма удачно вписавшийся в общий дизайн корпуса. Его задача — через простейшую систему рычагов передавать усилие нажатия на кнопку на приводе, и с ней он успешно справляется.


Конечно, перед нами не настоящая гидравлика и не газонаполненные амортизаторы, но свою декоративную функцию блестящие штоки выполняют великолепно: при открытии лотка привода они сжимаются, а при закрытии — поднимают крышку обратно. Как и во всех случаях, когда оптический привод закрывается дополнительной крышкой, в этом корпусе при использовании некоторых приводов можно столкнуться с маленькой проблемой: если лицевая панель на лотке сильно выступает, то она может цепляться за декоративную крышку своей нижней частью и мешать ее закрытию.


К сожалению, ножки не претерпели изменений — опору корпусу по-прежнему обеспечивают четыре недорогие ножки, выполненные из жесткого пластика, в то время как хотелось бы видеть более мягкую резину.


Внутренний облик также претерпел некоторые изменения, но, в основном, косметические — само шасси осталось прежним. Оно вряд ли порадует искушенного энтузиаста, но в целом представляет достаточно разумный баланс между невысокой ценой и приличными потребительскими свойствами. По крайней мере, с жесткостью у него все в порядке, да и порезаться в процессе сборки не боишься.


Как и в предыдущих корпусах серии, удивляет вентиляционное отверстие на днище корпуса. Да, сюда можно поставить вентилятор, но что, кроме пыли, он сможет дать корпусу при таких невысоких ножках?


Заглушки слотов расширения достались этому корпусу по наследству — они по-прежнему выламываемые, так что перед сборкой системного блока лучше лишний раз прикинуть, что и куда вы будете ставить. Впрочем, вряд ли кто-то будет ставить в него больше чем одну видеокарту да одну-две платы расширения — если вообще будет.

А вот рядом с ними находится достаточно любопытная конструкция. На посадочных местах под два 80-мм вентилятора установлена пластиковая рамка, на которой закреплен 120-мм вентилятор. Смотрится, честно говоря, несколько аляповато — видимо, решение было вынужденным: шасси менять не собирались, а 120-мм модель «втиснуть» очень хотелось. Как и все остальные вентиляторы в корпусе, питается эта «стодвадцатка» от блока питания, так что о контроле за оборотами можно забыть. Впрочем, вентилятор имеет стандартный типоразмер, так что при желании вы можете подобрать на его место что-нибудь иное.


О, а вот передняя панель приятно порадовала — в компании GMC не забыли, что втягивающие вентиляторы приносят в корпус не только воздух, но и пыль, и не забыли поставить за вентилятором простенький фильтр. Стоимость такой «модернизации» — копейки, но почему-то очень многие производители, включая весьма именитых, упорно не желают ставить воздушные фильтры.


Корзина для жестких дисков перешла в эту модель без изменений — она все так же представляет собой П-образную рамку, в которую при помощи винтов крепятся два диска. Вместе с ней корпусу по наследству достались и все связанные с корзиной негативные моменты: плохое охлаждение дисков, плотно прижатых друг к другу, и неудобное крепление самой корзины. Ну почему, почему корзину надо сперва внести в корпус, а потом вести на себя, стараясь на ощупь попасть выступами в соответствующие пазы?


А вот установка оптического привода стала заметно легче. Если в предыдущих моделях для этого требовалось снимать всю переднюю панель, мучаясь с достаточно неудобной системой ее крепления, то теперь достаточно снять, несильно потянув за края, небольшой пластиковый кожух, прикрывающий посадочное место привода.


Крепится привод по старинке — на винтах. Даже после надевания кожуха эти винты вполне видны снаружи и, в общем, участвуют в создании своеобразного облика корпуса.

Приятно порадовал запас места под привод — мы используем одну из самых длинных (170 мм) моделей, но и она влезла без особых проблем, разве что подсоединять разъемы было немного неудобно, но не более того.




В процессе сборки корпуса наибольшую проблему составляют провода — даже при использовании модульного блока питания их слишком много для столь небольшого корпуса. А самое неприятное — абсолютно непонятно, куда их пристроить: сверху вентиляционное отверстие дисков, снизу — вентилятор, втягивающий в корпус воздух, а между дисками и задней стенкой все не влезают. И в очередной раз хочется сказать «спасибо» стандарту SATA за тоненькие шлейфы — если бы к дискам шли широкие шлейфы PATA — это было бы очень неудобно. В остальном же корпус как корпус — в него влезет любая современная видеокарта и почти все кулеры, кроме совсем больших (по крайней мере, используемый нами далеко не компактный Zalman CNPS9500 AT разместился без проблем, даже не уперевшись в вентилятор на боковой панели).


В работающем состоянии подсветка вентилятора, экран с температурой и перемигивающиеся светодиоды на боковой панели лишь добавляют корпусу очарования. Даже несколько излишне яркие светодиоды я не готов в этом случае засчитать за недостаток — вряд ли кто-то будет оставлять корпус работающим ночью, а вот детям как раз и нравится все яркое. В крайнем случае, боковую панель можно просто не подключать — а то и снять её, подложить под светодиоды кусочек тёмного скотча и поставить обратно, благо что эта операция занимает всего минуты две.

Методика тестирования охлаждения


Тестирование проводится в закрытом и полностью собранном корпусе при постоянной внешней температуре 23 °С, за поддержание которой отвечает кондиционер. Поскольку мы придерживаемся версии о том, что большинство пользователей предпочитает малошумные системные блоки, то управление оборотами вентилятора на процессоре и системных вентиляторов (если, конечно, они подключаются через трехштырьковый разъем к материнской плате) выставляется в режим «Silence» в BIOS материнской платы. В случае наличия в корпусе собственного контроллера, все подключенные к нему вентиляторы также переводятся на минимальные возможные скорости. Любые другие случаи мы будем указывать отдельно. Никаких изменений конфигурации воздушных потоков, не предусмотренных изначальной конструкцией корпуса, не проводится.

В качестве тестового стенда был выбран следующий набор комплектующих:

материнская плата ASUS P5E;
процессор Core 2 Duo E6850;
кулер Zalman CNPS9500 AT;
четыре жестких диска Western Digital Raptor WD740GD;
видеокарта HIS IceQ3 Radeon HD 3870;
2 ГБ памяти DDR2 Patriot PDC24G6400LLK с частотой 800 МГц;
Блок питания Enermax MODU82+ EMD525AWT (корпус поступил к нам на тесты без собственного блока);
Операционная система Microsoft Windows XP Professional SP2.

Для снятия показания температур процессора применяется программа «ASUS PC Probe», поставляемая в комплекте с материнской платой. Температура жестких дисков измеряется с помощью программы «HDD Thermometer», а видеокарты — с помощью контрольной панели ее драйвера. Для измерения скорости вращения вентиляторов использовался оптический тахометр Velleman DTO2234.

Тестирование проводится в следующих режимах:

Idle — режим простоя компьютера;
IOMeter — на все жесткие диски одновременно запущен тест «Access time» из программы IOMeter, обеспечивающий максимальную нагрузку на диски;
Prime95 — запущена программа Prime95 в режиме «in-place large FFTs», обеспечивающем максимальную загрузку обоих ядер процессора;
3DMark06 — запущен 3DMark06 с разрешением 1280х1024 с максимально возможными настройками качества изображения.

Все показания температур снимаются минимум через полчаса работы в соответствующем режиме, после того, как их значения стабилизировались.

В качестве общей отправной точки ля сравнения результатов мы будем использовать данные, полученные на той же самой конфигурации, но собранной вне корпуса, на так называемом открытом стенде:


Оценка уровня шума проводится только субъективным методом в процессе тестирования описанной конфигурации.

Результаты тестирования


Начнем с привычной таблички с результатами измерения температур комплектующих.


Нумерация жестких дисков идет слева направо, то есть первым является тот диск, который чуть ближе к блоку питания.

С охлаждением в этом корпусе все довольно печально: все компоненты греются достаточно сильно, но особенно достается жестким дискам. Судя по всему, появление вентилятора в нижней части передней панели лишь ухудшило их положение — теперь весь поток воздуха проходит мимо них. Плюс, дополнительный приток воздуха создает достаточно мощный, как оказалось, вентилятор на боковой панели. Конечно, процессору от этого несколько легче (скорее всего, на кулере, схожем с боксовом, выигрыш был бы весьма заметным), но вот избыточное давление в корпусе полностью «выключает» из работы вентиляционные отверстия рядом с дисками, оставляя их, фактически, в глухом, непродуваемом углу. Эх, вот туда бы втягивающий вентилятор — вот где ему было бы самое место.

Несколько удивил подбор вентиляторов. Нет, с качеством у них все в порядке и до треска подшипников они не опускаются, но вот их скорости вызывают недоумение. Так, модель на передней панели вращается всего со скоростью 1200 об/мин и практически не слышна, а вот «стодвадцатка» на задней панели крутится аж на 1600 об/мин, в результате чего весьма изрядно «шуршит». Не порадовал и боковой 80-мм вентилятор — на минимальной скорости он вращался на 1800 об/мин. Не так уж и шумно, но своеобразная конфигурация вентиляционных отверстий внесла свою лепту — вентилятор было вполне слышно, хотя и не настолько сильно, как модель с задней панели. Поразил и его контроллер — нажимая на кнопку, мы ожидали увидеть (и услышать) существенный прирост скорости, но тахометр цинично зафиксировал ее увеличение лишь на 50 об/мин. Честно говоря, этот момент остался для нас абсолютно непонятным.

В суммарном итоге корпус оставил о себе впечатление как о достаточно шумном, но все же терпимом экземпляре. С одной стороны, три вентилятора для корпуса этой ценовой категории — это достаточно неплохо, с другой — их подбор не идеален, и при своей шумности они все равно не справляются с охлаждением жестких дисков. Поэтому, если вы цените тишину, боковой и тыловой вентиляторы лучше будет заменить на более тихие модели — а вот фронтальный можно оставить.

Ну а теперь сравним корпус с открытым стендом.


Даже при минимальной активности компактный корпус все равно заметно хуже открытого стенда, хотя температуры компонентов особого беспокойства не вызывают — немного напрягает разве что состояние дисков. Если считать, что особо сильных нагрузок на компьютер не будет, как это бывает при использовании компьютера исключительно в качестве «печатной машинки» или для выхода в интернет, то и проблем не будет.


А вот при значительной нагрузке на диски R-4 Bulldozer не в силах справиться с их охлаждением. Конечно, вряд ли кто-то будет ставить два диска с 10000 об/мин в такой корпус, но все же выход за пятьдесят градусов — это очень тревожный сигнал. Мы бы крайне рекомендовали всем владельцам этих корпусов использовать в них диски с 5400 об/мин, поскольку уровень их тепловыделения заметно ниже. Также без необходимости не стоит в этот корпус устанавливать два диска, лучше ограничиться одним.


С нагрузкой на процессор корпус справился достаточно успешно — конечно, не настолько хорошо, как открытый стенд, но и без выхода в зону опасного нагрева или увеличения оборотов на вентиляторе кулера процессора.


Наконец, нагрузка, максимально приближенная к игровой. Здесь все тоже сравнительно неплохо, за исключением поползшей вверх температуры дисков — им явно перепадает часть тепла от изрядно греющихся видеокарты и процессора. И это при том, что мы используем видеокарту с турбиной, выбрасывающей большую часть нагретого воздуха за пределы корпуса. Мы бы рекомендовали в любом случае при использовании не встроенной на материнскую плату графики, а отдельных видеокарт ориентироваться на модели именно с таким конструктивным решением — корпус слишком слаб в плане вентиляции, чтобы еще и горячий воздух от нагруженной карты попадал в него.

Подведение итогов


GMC R-4 Bulldozer — вовсе не идеальная модель. Он не слишком подходит для сборки мощного игрового компа, от него отвернется большинство энтузиастов, да и специфические применения вроде компактного файлового сервера — не для R-4. Его специализация — компьютеры не слишком большой мощности, от офисных до домашне-игровых среднего класса, редко работающие с высокой нагрузкой. Но назвать его «плохим» или «совсем простым» крайне сложно — на его стороне компактность (столь коротких корпусов крайне немного, а проблема свободного места достаточно остро стоит у многих пользователей) и действительно необычный дизайн. Он будет более чем уместен как на столе в детской комнате, так и в офисе компании, желающей оживить унылый вид типичных рабочих мест, — особенно если эта компания занимается продажей бульдозеров. Стоят ли дизайнерские находки корпуса некоторого увеличения цены (в России R-4 Bulldozer пока не поступил в продажу, но в мире его цена составляет около ста долларов)? Сложный вопрос, каждый сам для себя решает, насколько велика та жертва, которую он может принести красоте.

В завершение хочется добавить, что нам отрадно видеть, что при расширении серии выпускаемых компактных корпусов компания GMC не боится предлагать достаточно смелые дизайнерские решения и не забывает работать над улучшением вентиляции. Правда, хочется пожелать, чтобы они все же пожалели жесткие диски и обеспечили им хоть какое-то активное охлаждение.

Уточнить наличие и стоимость корпусов GMC

Другие материалы по данной теме


Обзор корпусов XClio: Blackhawk, Windtunnel и 1000
Алюминиевые боги — корпуса Hiper Anubis и Osiris
Обзор корпусов GMC: R2 Toast, R3 Corona и AVC-K2