3DMark06 версии 1.0.2: первый взгляд

Вступление


Итак, корпорация Futuremark на днях объявила очередную версию своего флагманского тестового пакета - 3DMark06. Последний доступен в трёх версиях: Basic (бесплатная, c урезанным функционалом), Advanced (платная, $19.95, для некоммерческого использования) и Professional (платная, $490, для коммерческого использования).

Платная версия (Advanced или Professional) отличается следующими характеристиками:

Игровой DirectX9-тест.

Возможность раздельного тестирования производительности графической подсистемы и центрального процессора.

Обеспечение нагрузки, симулирующей требования трёхмерных компьютерных игр, которые появятся в ближайшем будущем.

Продвинутый игровой трёхмерный "движок", поддерживающий HDR-рендеринг (High Dynamic Range) с SM3.0 шейдерами (в дополнение к SM2.0 шейдерам).

Включает в себя два игровых теста с HDR/SM3.0 и два теста с SM2.0.

Тестирование производительности CPU с помощью искусственного интеллекта и обсчёта физики, с рабочей нагрузкой как для одноядерных процессоров, так и для многоядерных и даже для многопроцессорных систем.

Различные тесты для определения производительности 3D-графики - Fill Rate, Pixel Shader, Vertex Shader, SM3.0 тестов, а также пакетные задания тестов.

В версии Professional также имеется функционал командной строки, и функция Demo Loop - для прокрутки демонстрационных роликов программы в цикле.

Минимальные системные требования:

Процессор Intel или AMD с частотой 2.5GHz или выше.

DirectX9-совместимая графическая карта с поддержкой пиксельных шейдеров версии 2.0 и объёмом ОЗУ в 256 Мбайт.

1GB оперативной памяти или больше, плюс 1.5GB свободного пространства на жёстком диске.

Windows XP (32-разрядная версия) со всеми последними обновлениями (сервисные пакеты и т.д.).

DirectX версии 9.0c December 2005 или более поздний.

Microsoft Excel 2003 или Microsoft Excel 2002 для работы с отчётами.

Microsoft Internet Explorer 6 для работы с отчётами и описанием системной конфигурации.

При этом указывается на то, что столь высокие системные требования не жёстко ограничивают возможность запуска пакета, который вполне может стартовать и при более скромных аппаратных конфигурациях, но это приведёт к серьёзным провалам в производительности теста и, как следствие, - к совершенно необъективным результатам, выдаваемым пакетом 3DMark06.

Описание


Итак, начинаем установку программы. Очень приятно, что пользовательское соглашение даёт возможность создать нам одну резервную копию диска:

"Licensee may make one back-up copy of the Software in machine executable code form, only to be used in the event that the original copy of the Software fails to function, is lost, damaged or destroyed. Licensee warrants that it will make no other copies of the Software and will not allow, authorize or assist others to copy any part or all of the Software in any form without the prior written approval of Futuremark".

Впрочем, всё равно 3DMark06 в бесплатной и коммерческой версии в основном будут скачивать из Интернет. Дистрибутив, кстати, занимает около 580 Мегабайт, так что владельцам медленного доступа в Интернет придётся поднабраться терпения.


В процессе установки у вас спросят - не хотите ли вы обновить ваш набор мультимедийных драйверов DirectX9 до декабрьской версии, наличие некоторых компонентов которой необходимо для корректной работы 3DMark06. Конечно, хотим, вот только, похоже, корпорация Microsoft сама себе не доверяет:


Далее мы устанавливаем OpenAL - межплатформенный API, который предлагается использовать при разработке игровых программ или приложений для работы со звуком (реализован в таких известных проектах, как Battlefield 2, Doom 3, Jedi Knight 2, Pariah, Quake 4, Tribes: Vengeance, Unreal 2, Unreal Tournament 2004, XIII и других). В нашем случае устанавливается реализация OpenAL от Creative Labs.


В конце нам предлагают ввести регистрационный номер, полагая, что мы уже успели его приобрести :)


Итак, первый запуск...


Выясняется, что для корректной работы пакета 3DMark06 всё-таки необходимо установить декабрьскую сборку мультимедийных драйверов DirectX9 от Microsoft. Но воспользоваться надо не идущим в составе пакета инсталляции 3DMark06 дистрибутивом DirectX9, а скачанным с сайта Microsoft - который можно получить по этой ссылке (размер - около 46 Мбайт): линк.

Сразу после запуска 3DMark06 "задумывается" - определяет параметры вашей системы и возможность проведения тестов по ряду параметров. В конце вам выдаётся очередное предложение ввести регистрационный код.

И вот, наконец, мы попадаем в главное окно программы, состоящее из разделов Test, Settings, Systems и Results.


В раздел Results вносятся результаты тестов вашей системы по общему 3DMark Score, производительности шейдеров версии 2.0, производительности HDR/шейдеров версии 3.0 и оценки производительности центрального процессора.

Раздел Systems показывает краткую информацию о системе, а при нажатии кнопки Details выдаёт более подробную информацию - разворачивается целая "портянка" в формате HTML:


Там вы можете найти исчерпывающую информацию о центральном процессоре, версии DirectX, материнской плате, оперативной памяти (по каждому из модулей в слотах на системной плате), PCI-устройствах, USB-устройствах, Fireware-устройствах, мониторе, операционной системе, жёстком диске и прочих накопителях. Необходимо отметить, что лично у меня частота оперативной памяти данным модулем SystemInfo версии 3.9 - не определялась: в таблице стояло значение "0.0". Конечно, охватить все аппаратные конфигурации невозможно, но всё-таки надеемся, что корпорация Futuremark восполнит имеющиеся пробелы...

Некоторые базовые советы для получения достоверных результатов тестирования от разработчиков 3DMark06:

Запускайте тестирование сразу после загрузки операционной системы. Если вы уже работали в операционной системе до запуска 3DMark, вам лучше перезагрузиться. Также требуется перезагрузка после переустановки драйверов.

Отключите все сетевые соединения и общий доступ к файлам и папкам. Сетевая активность оказывает влияние на производительность тестируемой системы.

Закройте все программы, в том числе работающие в фоновом режиме.

Прогоняйте каждый тест как минимум три раза. В настройках тестов (раздел Repeat & Loop) вы можете выставить количество повторений теста, с последующей выдачей среднего значения. Это позволит уменьшить влияние посторонних факторов на результат.

Если сравниваются аппаратные компоненты (например, видеокарты) то должны быть идентичны все без исключения настройки (разрешение, режим фильтрации текстур и т.д.).

Никакой другой активности системы после запуска 3DMark06 инициировать не рекомендуется - результаты будут некорректными.

Во время всех тестов 3DMark06 будет заставлять драйверы графического адаптера отключать Vsync. Однако некоторые ревизии драйверов и устаревшее аппаратное обеспечение - возможно, будут игнорировать такое форсирование и инструкции. Поэтому рекомендуется лично дополнительно отключать Vsync в ваших настройках драйверов.

Для профессионального тестирования также необходимо: использовать одни и те же мониторы и идентичные их установки вроде частоты регенерации экрана; проводить тесты на "чистой" системе, восстанавливаемой из образа (к примеру, Norton Ghost).

Желательно менять все настройки в пакете 3DMark06, а не в меню настройки параметров видеокарты её "родных" драйверов.

Важное замечание: так как сердцем 3DMark06 является совершенно отличная от предыдущих версий система рендеринга и механизм получения результатов, то и сравнение данных о производительности 3DMark06 с такими же данными в предыдущих пакетах (3DMark05 и т.д.) не является корректным.

В принципе, со всем вышесказанным полезно будет ознакомиться начинающим тестерам, а опытные пользователи все эти рекомендации знают и так. Отправляемся в раздел настроек теста...

Меню настроек бенчмарка (Benchmark Settings) выглядит следующим образом:


А меню настроек самого теста - вот так:


Меню качества картинки:


Запускаем 3DMark06 в разрешении 1280х1024 без сглаживания и лицезреем последовательно проходимые тесты...









Даже в таком режиме на моей не слишком медленной конфигурации (Pentium 4 3.2 GHz, ASUS P4C800 Deluxe, 1024 MB ОЗУ в двухканальном режиме, ATI Radeon X800XT) большинство тестов иначе, как слайд-шоу не назовёшь. Ситуация с выставлением режима 1024х768 заметно облегчает жизнь CPU и графической карте, но не так сильно, чтобы назвать всё это безобразие, творящееся на экране, "плавным отображением". Впрочем, вполне очевидно то, что корпорация Futuremark желает как можно дольше продлить жизнь своего тестового пакета, максимально нагружая центральный процессор и графическую карту. Что там говорили насчёт Vsync товарищи из Futuremark - "следите, чтобы он был отключен"? :) Какие там "более 60 FPS" в приведённых игровых тестах даже для владельцев LCD с частотой регенерации экрана 60 Гц, что вы... Отключать Vsync для тестов раздела SM2.0 и CPU Tests лично мне - пока рановато :).


Раздел Demo покажет вам красивые и более продолжительные сцены из тестового набора, при этом - с неплохим звуковым оформлением. Выглядит действительно красочно, и уже не так "тормозит" как в процессе тестирования. А музыкальное оформление действительно радует слух - оно очень качественное, и обладатели хорошей акустики смогут оценить по достоинству работу звукоинженеров. В конце воспроизведения вас ждут титры с фамилиями разработчиков и прочих лиц, причастных к выпуску 3DMark06.






Теперь что касается теста Game, который доступен в версиях Advanced и Professional. Это довольно примитивная игра, где вы управляете неким небольшим боевым модулем, который перемещается по трёхмерной карте и отстреливает попадающихся врагов. Управление осуществляется мышью и клавишами "W", "A", "S", "D".




Основная примечательная особенность - холмистая трёхмерная местность, в складках которой и прячутся ваши враги. В остальном - довольно унылое зрелище, не способное надолго увлечь даже ярых поклонников жанра FPS...

Резюме


С профессиональными тестерами всё ясно - большинство из них данный материал даже не заинтересует - 3DMark06 уже "крутится" на их тестовых системах. А вот что для простого пользователя? Ему пакет, наверное, также будет интересен по ряду причин. Во-первых, можно отследить влияние изменения тех или иных настроек (сглаживание, версия используемых шейдеров) на производительность системы. Во-вторых, можно выяснить, сколько "попугаев" приросло у вас после смены видеокарты. Но всё-таки владельцам даже более-менее мощных на сегодняшний день систем я вряд ли порекомендовал бы использовать 3DMark06 уже сегодня - он лишь расстроит вас своими слайд-шоу и, не дай Бог, заставит бежать в ближайший компьютерный магазин с целью срочного апгрейда :). А вот владельцы систем класса Hi-End с наиболее производительными аппаратными компонентами на сегодняшний день - вполне могут оценить вложение собственных средств на базе данного синтетического теста. При этом необходимо заметить, что на рынке присутствуют и другие пакеты для тестирования производительности 3D-графики, причём имеются и бесплатные их варианты. Так что если вы действительно хотите изучить производительность вашей системы вдоль и поперёк - не зацикливайтесь исключительно на продукции славной финской компании Futuremark...

Ссылки


Страничка загрузки пакета 3DMark06 версии 1.0.2: ссылка