Текстуры прочно вошли в нашу жизнь. Дизайнеры используют их для заполнения фона или наложения на объекты. Текстуры часто используются в веб-дизайне в качестве фонового объекта. Здесь к ним предъявляют особые требования. С одной стороны, для ускорения загрузки HTML-страница вместе с графикой должна занимать как можно меньше места, с другой - страница часто имеет много текстовой информации, и если использовать текстуру размером со страницу, то она будет занимать огромный объем. Компромиссный вариант - это использование маленькой по размеру текстуры, расположив ее вплотную одна к другой, но так, чтобы это было не заметно. Поэтому в веб-дизайне используют повторяющиеся элементы текстуры с плавно перетекающими краями одной текстуры в другую, т.е. чтобы правый край одного элемента текстуры плавно перетекал в левый край другого и нижний край - в верхний.
Многие используют в своей работе готовые текстуры. А вы когда-нибудь задумывались, как они создаются ? Ведь это не просто набор однотипных предметов для создания фона. Важно добиться совмещения текстур. Для этого нужно изначально создавать текстуры таким образом, чтобы можно было сделать из одного повторяющегося элемента непрерывную текстурную мозаику, или иметь возможность трансформировать имеющиеся графические элементы в непрерывные текстуры. Для этого созданы специальные программы, о которых и пойдет речь в этом обзоре.
TextureWorkshop 1.5
Программа
TextureWorkshop позволяет быстро и легко преобразовать практически любую картинку в повторяющуюся текстуру. Программа также может быть использована для несложного редактирования текстур и работы с цветом текстур. Для работы с графическими элементами программа имеет 7 вкладок:
Вкладка Tilize (Элемент мозаики). Собственно, это и есть та вкладка, при помощи которой программа преобразует графические элементы в непрерывные текстуры. На ней задается величина в пикселях, которая будет сглажена от каждого края редактируемого элемента для создания непрерывности.
Вкладка Color (Цвет) задает цветность изображения от первоначального до черно-белого.
Вкладка Color Balance (Цветовой баланс) позволяет изменять цветовой баланс изображения.
Вкладка Brightness (Яркость) позволяет регулировать яркость изображения.
Вкладка Contrast (Контрастность) позволяет регулировать контрастность изображения.
Вкладка Gamma (Гамма) позволяет производить гамма-коррекцию изображения.
Вкладка Special (Специальная) позволяет инвертировать цвета, а также поворачивать, скашивать и зеркально отображать изображение.
В незарегистрированной версии программы вкладки Gamma и Special недоступны.
Как уже было сказано, уникальной возможностью программы является создание целостного бэкграунда с помощью повторяющихся текстур. Вы можете взять любую картинку с похожими объектами (листья, камни, зерна и т.д.) и нажатием одной кнопки сделать из нее вариант виртуальных обоев. То же самое можно делать с небольшими фрагментами готовых текстур с изображением мрамора, леса, воды или ткани для создания гладких и безграничных текстур.
Для примера возьмем картинку:
Как текстура она выглядит так:
Открываем ее в программе:
После преобразования получаем:
Хоть и не идеально, но очевидно - уже намного лучше. Если использовать для создания текстур картинки с однотипными объектами, как советует автор программы, то переход между "плитками" текстур будет незаметен.
Вместе с программой поставляется несколько заготовок с однотипными объектами для создания готовых текстур, на которых можно потренироваться, что мы, собственно, и сделаем. Слева (или сверху) оригинал, справа (или снизу) - готовый результат:
Программа работает под операционными системами Windows 95/98/Me/NT/2000/XP. Автором программы является российский программист Сергей Столбов.
Стоимость регистрации программы 25$.
После регистрации вы сможете:
Использовать программу дольше, чем 10 дней;
Производить гамма-коррекцию;
Использовать функции инвертирования цветов, поворота, зеркального отображения и наклона;
Создавать шаблоны трансформаций с возможностью сохранения/чтения для применения к различным текстурам.
Я не являюсь специалистом в сложных графических пакетах, и мне будет интересно услышать профессиональное мнение дизайнеров как об этой программе, так и об альтернативных способах создания фоновых наборов из повторяющихся текстур.
Скачать TextureWorkshop 1.5 (размер 1.02Mb): линк
Pattern Creator 1.0
Pattern переводится с английского как рисунок, модель, шаблон, трафарет.
Pattern Creator - программа для создания красивых непрерывных рисунков, состоящих из отдельных одинаковых кусков, соединенных друг с другом. Т.к. основную работу предстоит делать вам, то это для вас возможность проявить свои творческие способности.
Для начала необходимо выбрать размер одиночного элемента, из которого потом и будет складываться общий узор рисунка. По умолчанию программа предлагает квадрат 100 на 100 точек.
Затем перед вами появляется экран программы с белым прямоугольником, на котором вы, как художник на белом холсте, можете создавать свои шедевры. Для упрощения работы начинающих художников доступна сетка, показывающая границу отдельных элементов.
Вам доступны следующие инструменты: перо, прямые линии. Вы можете заполнять рисунок выбранным вами или случайным образом цветом, а также различными текстурами в форматах BMP и JPEG. В вашем распоряжении также полная цветовая палитра и возможность изменения толщины наносимых линий. Любая линия, нанесенная на одном куске мозаки, многократно повторяется на остальных, и при переходе на следующий кусок также начинается на предыдущем и на остальных.
В результате получается мозаика, состоящая из одного-единственного, многократно повторяющегося элемента. У вас есть возможность записать его в формате BMP. Также можно считывать уже готовые BMP-изображения. Я, конечно, не художник, поэтому у меня получилась довольно простенькая мозаика.
Предлагаю вам попробовать свои силы, тем более, что программа абсолютно бесплатна. Вы можете свободно ее распространять для некоммерческого использования без внесения в нее каких бы то ни было изменений.
Скачать Pattern Creator 1.0 (размер 2.24Mb): линк
Textures Gallery Maker 1.2
Textures Gallery Maker служит для генерации текстур случайным образом. Программа родилась во время выполнения дипломного проекта по улучшению качества растровых изображений путем наложением различных фильтров. В результате ошибки вместо улучшенного изображения получился непонятный узор. После добавления к нему генератора случайных чисел появилась отдельная программа Textures Gallery Maker.
Программа очень проста в использовании и не требует установки.
На вкладке Generate Texture (Создание текстуры) находятся все необходимые кнопки для создания текстур и задания параметров генерации.
- кнопка Generate (Создать) служит для создания или генерации текстуры с заданными параметрами;
- кнопка Save (Сохранить) служит для сохранения созданной текстуры в файл формата BMP, JPEG или GIF;
- кнопка Size (Размер) задает размер текстуры, по умолчанию 100 на 100 пикселей (не обязательно использовать только квадратные текстуры, попробуйте, например, размер 300 на 20 точек.);
- кнопка Color (Цвет) задает цвета создаваемой текстуры;
- кнопка Smooth (Сглаживание) задает или отменяет плавные переходы между контрастными точками в созданной текстуре;
- кнопка Tile (Мозаика) включает показ мозаики, состоящей из множества одинаковых элементов созданной текстуры или показывает только один элемент.
Бегунок Contrast (Контрастность) создан для изменения контрастности текстуры.
Вкладка Preview HTML (Предварительный просмотр HTML-страницы) дает возможность посмотреть, как созданная текстура будет смотреться со стандартными 16-ю HTML-цветами. Первоначально в качестве тестовой выступает страница описания программы.
- кнопка Open HTML (Открыть HTML-страницу) служит для открытия в программе HTML-страницы пользователя на фоне сгенерированной текстуры;
- кнопка Text Clor (Цвет текста) позволяет изменить цвет текста на открытой HTML-странице (не бойтесь, ваша страница не пострадает, все изменения происходят во временной копии страницы);
- кнопка Link Color (Цвет ссылок) позволяет изменить цвет ссылок на открытой HTML-странице.
Имеется также находящаяся в разработке бета-версия программы. Примеры сгенерированных программой текстур вы можете посмотреть
здесь.
Автору будет интересно узнать ваше мнение о программе, если хотите, вы можете проголосовать за нее на адрес электронной почты автора
tgm80@mail.ru, указав в теме письма "полезная программа" или, наоборот, "бесполезная программа". Вы также можете высказать свои замечания и пожелания. Кроме того, автор просит помочь с алгоритмами различных графических эффектов и алгоритмами случайной генерации графических изображений.
Textures Gallery Maker распространяется бесплатно. Программа написана на Borland C++ Builder 5.0. Вместе с самой программой доступен также ее исходный код.
Скачать Textures Gallery Maker 1.2 (размер 352Kb): линк
Исходный код для Textures Gallery Maker 1.2 (размер 93Kb): линк
Скачать бета-версию Textures Gallery Maker (размер 353Kb): линк
Random Background 1.0
Программа имеет довольно простой интерфейс, однако создаваемые ей текстуры выглядят вполне профессионально.
Кнопка Type (Тип) служит для выбора типа генерируемой текстуры.
Всего доступны четыре типа:
Tape (Лента)
Hedra
Rect 1 (Прямоугольник 1)
Rect 2 (Прямоугольник 2)
Существуют также два эффекта: Water (Вода) и Glass (Стекло), которые могут быть включены дополнительно. Эффект Glass превращает изображение в подобие картины масляными красками, как бы "размазывает" соседние точки, создавая нечто наподобие диффузии. Лучше всего это заметно при сипользовании текстур с квадратами.
Эффект Glass размывает изображение. Те же текстуры с квадратами неузнаваемо преображаются, и то, что это когда-то были квадраты - уже не распознать.
Кнопка Background задает фон, на котором будут генерироваться текстуры, т.к. не всегда они занимают всю площадь поверхности и иногда в некоторых местах проступает фон.
Кнопка Sizes (Размеры) задает размер генерируемой текстуры: Width (Ширина) и Height (Высота). Если отметить флажок "X=Y", то ширина и высота будут одинаковы. Parameter (Параметр) задает некий параметр генерируемой текстуры, который в основном влияет на размер элементов, из которых она состоит.
Кнопка Colors (Цвета) определяет количество красного, зеленого и синего цвета в текстуре.
Кнопки Many1 (Много1), Many2 (Много2) и One (Один) задают режимы работы программы. В режиме Many2 весь экран заполняется созданной текстурой, в режиме One на черном во весь экран фоне показан один созданный элемент текстуры. Режим Many1 - самый удобный - показывает весь экран, заполненный созданной текстурой, а сверху - саму программу, в которой при этом можно создавать новые текстуры, динамически отображающиеся во весь экран позади программы.
Кнопка Create (Создать) служит для генерации текстуры. Кнопка Save (Сохранить) предназначена для записи созданной текстуры в файл формата BMP. Кнопка со знаком вопроса вызывает описание программы на русском и английском языках. Для выхода из программы предназначена кнопка Exit (Выход).
Random Background работает под Windows 95/98/ME/NT/2000.
Программа распространяется бесплатно. Вы также можете свободно использовать сгенерированные ею текстуры в некоммерческих целях.
Скачать Random Background 1.0 (размер 377Kb): линк
Заключение
В данной статье нашли отражение различные способы создания повторяющихся текстур: сглаживание краев готовых графических элементов, рисование на поле из примыкающих друг к другу элементов и генерация текстур при помощи компьютера. Я не являюсь дизайнером и мне будет интересно услышать мнение дизайнеров как об этих программах, так и о других возможных способах создания повторяющихся текстур.