AquaMark3: первый взгляд

Введение


Итак, свершилось. То, о чём так долго и страстно говорили разработчики Massive Development - теперь можно скачать, запустить и... огорчиться такой "тормознутости" вашей супер-пупер системы :). AquaMark3 - это графический тест, построенный с использованием технологий DirectX9, и базирующийся на "движке" krass Engine (собственная разработка Massive Development, используемая в играх линейки AquaNox).

Данная мини-статья кратко ознакомит вас с тем, что же такое - бенчмарк AquaMark3, и стоит ли вам закачивать 62 Мегабайта для того, чтобы обзавестись очередным средством для тестирования производительности видеокарт и всей системы в целом.

Краткое описание


Распаковываем дистрибутив и устанавливаем пакет, который после инсталляции занимает 140 Мегабайт.


После загрузки мы попадаем в главное меню, предоставляющее ряд пунктов, рассматриваемых далее.


Начнём по порядку... Меню Select Measurement.


Здесь мы видим, что незарегистрированная версия позволяет производить тестирование лишь при следующих настройках: разрешение 1024х768, без Full Screen Anti Aliasing, c 4X-анизотропной фильтрацией и максимальной детализацией. Для того, чтобы производить тестирование с нужными вам параметрами - необходима регистрация уровня Professional License (расценки - см. далее, в описании пункта меню Register AquaMark3). Забегая вперёд скажу, что при всём при этом, в режиме демонстрации вы сможете выставлять любое разрешение, а вот тестировать - можно лишь при указанных выше настройках.

Меню Special Features.


Здесь мы видим подпункты:

AquaMark3 ASGRA (Automated Screen Grabber) - позволяет захватывать изображение экрана через каждые N фреймов. Для активации требуется лицензия уровня Professional License.

AquaMark3 OVIST (Overdraw Visualization Technique) - механизм отображения количества перерисовки пикселей, позволяющий примерно представить текущую нагрузку на видеоподсистему. Скажем, когда у вас практически "пустая" сцена, значение Overdraw (операции перерисовки пикселей) очень мало. Соответственно, нагрузка на видеокарту при высоких значениях Overdraw (например сцены с большим количеством перекрывающихся объектов или с большим числом объектов с полупрозрачными текстурами, например, дым, взрывы и т.д.) сильно возрастает. Механизм AquaMark3 OVIST закрашивает пиксели с низким значением Overdraw в голубой цвет, со средним значением Overdraw - в жёлтый цвет, с высоким значением Overdraw - в красный цвет.


Таким образом, вам проще будет оценить сложность текущей сцены - эпизода бенчмарка.

AquaMark3 PIXPM (Pixel Performance Measurement) - инструмент для тестирования производительности пиксельных шейдеров. Первый проход бенчмарка считает количество пикселей, отображаемых в каждом фрейме, а второй - вычисляет производительность (в пикселях в секунду).

Меню Demo Mode.


Здесь вы можете запустить демонстрационный режим, причём воспроизведение идентично тем сценам, которые идут в составе бенчмарка. Думаю, во многих демонстрационных залах компьютерных торговых фирм мы в скором времени увидим стройные шеренги мониторов с прокручивающимися роликами из AquaMark3 :) (Хотя здесь есть кое-какие ограничения - смотрите далее, в описании схем лицензирования). Отдельно отмечу, что если в незарегистрированной версии вам не дадут менять разрешение и прочие параметры при прогоне тестов, то, как я уже упоминал выше, для демонстрационного режима выставляются любые поддерживаемые параметры.

Меню Options.

Самое богатое меню, в котором реализованы различные настройки графики и звука. Начнём с закладки Video: General...


Как видите, здесь можно выставить глубину цвета, разрешение (от минимального 800х600 до максимального 2048х1536), гамма-коррекцию, параметры сглаживания, вид и настройки фильтрации текстур, включить или выключить VSync, Triple Buffer а также (весьма интересно!) использование технологии Intel Hyper-Threading (если ваш процессор Pentium 4 её поддерживает).

Далее перед нами - закладка Video: Light...


Здесь мы можем включить/выключить динамическое освещение объектов, динамическое освещение ландшафта, динамические тени, отбрасываемые на ландшафт, а также световые лучи.

Завершает подборку настроек видео закладка Video: Detail...


В этом разделе выставляется детализация ландшафта, дополнительные текстуры океанического дна, детализация текстур океанического дна, детализация текстур объектов; выставляются размеры площадей придонной растительности и планктона, определяется объем, который будут занимать текстуры в локальной видеопамяти, выставляется детализация системы частиц, предоставляется возможность включить/выключить ореолы.

Раздел Audio меню Options даёт возможность настроить параметры звука.


Как видим, тут вы вправе вообще отключить звуковое сопровождение (а также отрегулировать громкость музыки и звуковых эффектов), равно как можете выставить необходимое качество звука (от минимального - 11025Гц до максимального - 44100Гц), определить количество каналов.

Далее переходим к меню Register AquaMark3.


Здесь вы указываете тип приобретённой лицензии, ваш идентификатор пользователя и сам регистрационный ключ. Опишем возможные варианты лицензии, их стоимость и несомые ими возможности.

AquaMark3 Professional (стоимость - $9.95 USD): Пользователь получает возможность детализированной настройки параметров тестирования, дополнительные специальные возможности при тестировании видеокарт под DirectX9, тестирование производительности пиксельных шейдеров, техническую поддержку.

AquaMark3 Professional Plus (стоимость - $19.95 USD): В дополнение к вышеперечисленным функциям, привносимых лицензией Professional, вы получите дополнительные возможности автоматизации процесса тестирования по ряду заданных разрешений, глубины цвета, и прочим параметрам, а также возможность работы с бенчмарком с командной строки.

AquaMark3 Commercial (стоимость - $39.95 USD): В дополнение к указанным в лицензии Professional Plus возможностям, у вас появляется право публикации результатов тестирования в коммерческой прессе (причём обычная лицензия Commercial даёт право на указание результатов AquaMark3 только в одной (!) публикации). Публикация результатов в некоммерческих изданиях, насколько я понял - позволяется. Похоже, что перед нами - банальная попытка заставить платить дополнительные деньги за обычную Professional Plus-лицензию тех, кто использует AquaMark3 в профессиональной деятельности, и "засвечивает" результаты тестов в статьях на информационных ресурсах, при публикации рекламных проспектов (например, с указанием рейтинга тестов AquaMark3, полученных на продаваемой линейке компьютеров) и т.п. Кроме того, обладателю лицензии AquaMark3 Commercial позволяется прокручивать демонстрацию бенчмарка на одном компьютере.

AquaMark3 Commercial Plus (стоимость - $199.95 USD): Расширенная версия лицензии AquaMark3 Commercial. Позволяет использовать результаты бенчмарка в неограниченном количестве публикаций, но в рамках одного коммерческого издания (публикации в рамках других изданий запрещены). Кроме того, у вас появляется возможность демонстрировать AquaMark3 на десяти компьютерах.

Что ж, если для обычных пользователей мы видим весьма гуманную и оправданную ценовую политику, то вот последние два варианта вызывают ряд вопросов. Первый, AquaMark3 Commercial - какой-то "обрезанный" и не совсем логичный - вам предлагают право одной публикации с использованием тестов (фактически - одна статья) за $39.95. Второй - AquaMark3 Commercial Plus, для тех, кто хочет использовать программу в качестве постоянного инструмента тестирования, дороговат - 200 долларов за лицензию отдаст не всякий автор статей (впрочем, в рамках какой-нибудь компьютерной торговой компании - для установки AquaMark3 в демонстрационных залах - эта сумма вполне приемлема). Полагаю, что пакет сможет стать неплохим недорогим (десять долларов найти могут многие пользователи) средством тестирования систем простых пользователей.

Впрочем, о лицензиях - достаточно, ценовая политика всё равно может переформировываться (за счёт бонусов, скидок и проч.) в результате накапливаемого опыта продаж. Переходим к заключительному пункту меню - Credits, в котором указаны все те, кто причастен к созданию пакета AquaMark3...


Здесь сказать, в общем-то и нечего, все фамилии разработчиков - перед вами :).

Тестирование


В связи с тем, что у нас - обычная, незарегистрированная версия программы, мы проведём тест системы в настройках по умолчанию, коими являются: разрешение 1024х768, без Full Screen Anti Aliasing, c 4X-анизотропной фильтрацией и максимальной детализацией.

Спецификации системы:

Процессор: Pentium 4 2.4GHz (533 FSB)
Материнская плата: ASUS P4C Deluxe (i875)
ОЗУ: 1024 MB DDR 333MHz (двухканальный режим, 2 DIMM х 512 Мбайт)
Видеокарта: Radeon 9700 (с драйверами ATI Catalyst версии 3.7)
Операционная система: Windows XP SP1, DirectX 9.0b


Результаты тестов:


От себя замечу, что наибольшие затруднения у видеокарты вызывали сцены с дымом, реализованным с помощью множества полупрозрачных плоскостей с текстурой дымного пятна (скорость падала до 15 fps), отражением придонной растительности (скорость падала до 14 fps), а апогеем "торможения" стал объёмный взрыв на весь экран в конце ролика (около 9 fps). Однако, как ни странно, общий результат был признан оптимистичным, в связи с тем, что (согласно разработчикам AquaMark3) - этот тестовый пакет предназначен для оценки производительности видеокарт будущего, дабы уже сегодня производители знали, каким высоким стандартам должны соответствовать выпускаемые ими новые графические процессоры. А в общем и целом, с моими результатами я, как указано в объяснении полученных данных, преспокойно могу выставлять максимальную детализацию графики в игре AquaNox 2, разрабатываемой Massive Development (и построенной на упомянутом "движке" krass Engine)...

После прохождения тестов вы можете внести их результаты в онлайновую базу, сделать их частными или же открытыми всем желающим, а впоследствии, зарегистрировавшись (бесплатно), получить доступ к базе ARC (AquaMark3 Results Comparator) - дабы сравнить производительность вашей системы с чужими результатами. Кстати, после регистрации необходимо кликнуть на присланный вам по почте линк - для её подтверждения. Обычно при сравнении в рамках ARC ваших результатов с чужими, стоит руководствоваться фильтрацией (т.е. выбирать из базы для просмотра по определённому критерию) по такой же, как у вас, связке "процессор-видеокарта".


Напоследок приведём несколько скриншотов из тестового пакета - как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать...


Открывающиеся подводные пейзажи радуют глаз



Тот самый объёмный туман (система частиц), серьёзно нагружающий видеокарту



Придонная растительность выглядит довольно неплохо



Батальные сцены выполнены красочно, но взрывы - явно не натуралистичны



Масштабный взрыв в конце тестовых сцен

Резюмируя всё вышеперечисленное, хочется сказать - тестовый пакет AquaMark3 сделан добротно, и будет относительно долгое время служить в качестве инструмента для тестирования производительности вашей системы. Есть смысл отслеживать рост производительности в процессе upgrade - и радоваться увеличению числа fps при замене процессора или видеокарты на более быструю модель :). Что касается странной политики ограничения использования результатов тестов в коммерческих изданиях (нормальная лицензия стоит 200 долларов США) - то здесь ситуация слегка запутанная, и я думаю, что таким ограничением разработчики вряд ли придадут популярность своему пакету среди журналистского контингента в малобюджетных изданиях...



Ссылки


Страница закачки (mirror-серверы) AquaMark3 (около 62.5 Мбайт): линк