Воздух, вода и медные трубы: гибридный кулер Ice Hammer IH-HYBRID

Автор: Jordan
Дата: 29.06.2011
Все фото статьи

Введение


Ни для кого не секрет, что эффективность систем воздушного охлаждения центральных процессоров повышается весьма медленными темпами. Поэтому отдельные производители прибегают к оригинальным решениям вроде гигантских радиаторов, тепловых колонн или высокоскоростных вентиляторов. В их числе оказалась и компания Ice Hammer, разработавшая в начале года прототип гибридного кулера, сочетающего в себе классическую башенную конструкцию... с интегрированным в основание водоблоком! Что интересно, учитывая демократичную ценовую политику Ice Hammer, прогнозируемая стоимость новинки такова, что возможность организации вместе с воздушным ещё и жидкостного охлаждения фактически является бесплатным бонусом. А вот полезным ли? Но, обо всём по-порядку.

Обзор системы охлаждения Ice Hammer IH-HYBRID


Система охлаждения была предоставлена нам на тестирование в обычной белой коробке без каких-либо опознавательных знаков. Вместе с кулером в коробке находился пакетик с креплениями и термопаста.

Внешне Ice Hammer IH-HYBRID выглядит довольно-таки обычно — башенная конструкция средних размеров и 120-мм вентилятор в пластиковой рамке на одной из её сторон:




Оригинальность этого кулера выдаёт только пара фитингов, выходящих из его верхней части. Размеры системы охлаждения составляют 162х144х82 мм, а вес равен 1040 граммам. Полностью никелированный радиатор базируется на пяти медных тепловых трубках диаметром 6 мм, проходящих сквозь медное основание. На трубки с межрёберным расстоянием 1,7 мм нанизаны 46 алюминиевых пластин толщиной 0,5 мм:


Размеры самих пластин радиатора составляют 139х50 мм. Заявленная площадь весьма скромна по современным меркам и равна 5560 см². Торцы пластин имеют волнообразный профиль, изгибы которого чередуются от пластины к пластине. Кроме этого, поверхность ламелей выштампована маленькими ямочками. Первое сделано для снижения сопротивления радиатора воздушному потоку вентилятора, а второе — для повышения эффективности теплообмена пластин и проходящего через них воздуха:


Тепловые трубки расставлены в теле радиатора не линейно, а полукругом. Однако, на наш взгляд, распределение тепловых трубок в пластинах радиатора могло быть и значительно более акцентированным, ведь фактически 1/4 каждой пластины «пустует» без трубок, а значит работает не столь эффективно, как это могло бы быть.

Однако, самое интересное в Ice Hammer IH-HYBRID — это, конечно же, водоблок в основании. Жидкостная составляющая гибридного кулера состоит из трёх частей: непосредственно водоблока, установленного над тепловыми трубками, верхней распределительной камеры и четырёх соединяющих их 6-мм трубок:


Получается, что жидкостное охлаждение в Ice Hammer IH-HYBRID призвано снимать тепловую нагрузку не непосредственно с основания кулера, а всего-лишь с верхней части тепловых трубок. Довольно спорное решение, если не сказать пожёстче. Хорошо, что в Ice Hammer это также понимают, и у нас уже есть информация о готовящейся второй ревизии гибридного кулера с водоблоком, интегрированным в основание под трубки. Не будем забывать, что, теоретически, часть тепла трубками может сниматься непосредственно и с пластин радиатора, что также может повышать эффективность охлаждения. Внутренний диаметр трубок равен 5 мм. Контакт трубок основании и в пластинах радиатора осуществлён пайкой.

Медный никелированный теплосъёмник основания размерами 56,4х40 мм обработан изумительно:


К его ровности также нет никаких претензий:


Семилопастный вентилятор типоразмера 120х120х25 мм установлен в декоративную пластиковую рамку, которая закрепляется на радиаторе двумя винтами в верхней части:


Сам вентилятор подвешен на четырёх силиконовых шпильках, уменьшающих передачу вибраций и за счёт этого немного снижающих уровень шума. Скорость вращения вентилятора регулируется автоматически методом широтно-импульсной модуляции (PWM) в диапазоне от 800 до 2000 об/мин при воздушном потоке от 22,74 до 66,19 CFM и уровне шума от 14,9 до 35,8 дБА. Гидродинамический подшипник вентилятора должен прослужить не менее 50000 часов или 5,7 лет непрерывной работы. В дополнение ко всему, вентилятор оснащён четырьмя синими светодиодами:


Впрочем, мы не уверены, что серийные модели гибридного кулера будут оснащаться такими же вентиляторами.

Ice Hammer IH-HYBRID имеет универсальное крепление, с помощью которого кулер можно установить на все современные платформы. Само крепление и принцип установки идентичны оным у кулеров Ice Hammer IH-4500, Sunbeamtech Twister 120, Spire TherMax Eclipse II или Tuniq Tower 120 Extreme, а также всех прочих кулеров «не выпускаемых» компанией Ice Hammer.
Внутри корпуса системного блока гибридный кулер выглядит вполне себе обычно...


...вплоть до того момента, пока к его фитингам не подключена система жидкостного охлаждения:


Ещё более внушительно выглядит вариант с двумя 120-мм вентиляторами на Ice Hammer IH-HYBRID и с трёхсекционным радиатором жидкостной системы охлаждения:


Стоит ли такой «огород городить» мы с вами совсем скоро узнаем, а пока посмотрим на технические характеристики прототипа:


На очереди — конфигурация и методика тестирования.

Тестовая конфигурация, инструментарий и методика тестирования


Тестирование всех систем охлаждения было проведено в корпусе системного блока со снятой боковой крышкой. Конфигурация следующая:

Системная плата: Gigabyte GA-X58A-UD9 (Intel X58 Express, LGA 1366, BIOS F5h 26/11/2010);
Центральный процессор: Intel Core i7 Extreme Edition i7-980X 3,33 ГГц (Gulftown, B1, 1,225 В, 6x256 Kбайт L2, 12 Мбайт L3);
Термоинтерфейс: Arctic Cooling MX-2;
Оперативная память: DDR3 3x2 Гбайт Wintec AMPX 3AXH1600C8WS6GT (1600 МГц / 8-8-8-24 / 1,65 В);
Видеокарта: ATI Radeon HD 5770 1 Гбайт GDDR5 128 бит, 850/4800 МГц;
Системный диск: RAID-0 2xSSD Kingston V-series SNV425S2128GB (SATA-II, 2x128 Гбайт, MLC, Toshiba TC58NCF618G3T);;
Диск для программ и игр: Western Digital VelociRaptor (SATA-II, 300 Гбайт, 10000 об/мин, 16 Мбайт, NCQ) в коробке Scythe Quiet Drive 3,5";
Архивный диск: Samsung Ecogreen F4 HD204UI (SATA-II, 2 Тбайт, 5400 об/мин, 32 Мбайт, NCQ);
Корпус: Antec Twelve Hundred (передняя стенка — три Noiseblocker NB-Multiframe S-Series MF12-S2 на 900 об/мин; задняя — два Noiseblocker NB-BlackSilentPRO PL-1 на 900 об/мин; верхняя — штатный 200-мм вентилятор на 400 об/мин, боковая крышка снята);
Панель управления и мониторинга: Zalman ZM-MFC2;
Блок питания: Zalman ZM1000-HP 1000 Вт, 140-мм вентилятор.

Шестиядерный процессор с нешлифованным теплораспределителем при фиксированном в значении 25 множителе и активированной функции «Load-Line Calibration» был разогнан до 4,3 ГГц с повышением напряжения в BIOS материнской платы до 1,3875 В:


Технологии «Turbo Boost» и «Hyper-Threading» во время тестирования отключены. Напряжение модулей оперативной памяти было зафиксировано на отметке 1,64 В, а её частота составляла 1,43 ГГц с таймингами 8-8-8-18-1T. Прочие параметры BIOS, относящиеся к разгону процессора или оперативной памяти, не изменялись.

Тестирование проведено в операционной системе Microsoft Windows 7 Ultimate x64. Программное обеспечение, использованное для теста, следующее:

CPU Stress Test (CST) v0.18b — для нагрузки процессора (матрица №15, 10-12 минут нагрузки);
Real Temp GT 3.60 — для мониторинга температуры ядер процессора;
CPU-Tweaker 1.5 — для визуального графического мониторинга температур и частот.

Полный снимок экрана во время проведения одного из циклов тестирования выглядит так:


Нагрузка на процессор создавалась двумя последовательными циклами CST с указанными выше настройками. Период стабилизации температуры процессора между циклами составлял 8–10 минут. За окончательный результат, который вы увидите на диаграмме, принята максимальная температура самого горячего из шести ядер центрального процессора в пике нагрузки и в режиме простоя. Кроме того, в отдельной таблице будут приведены температуры всех ядер процессора и их усреднённые значения. Комнатная температура контролировалась установленным рядом с системным блоком электронным термометром с точностью измерений 0,1 °C и возможностью почасового мониторинга изменения температуры в помещении за последние 6 часов. Комнатная температура во время тестирования колебалась в диапазоне 23,6–24,2 °C.

Сравнение гибридного кулера Ice Hammer было проведено как с полноценной системой жидкостного охлаждения (в двух вариациях), так и с воздушными кулерами. В качестве первой выступила Alphacool NexXxoS Xtreme III с водоблоком Swiftech Apogee GTZ:




Кроме большого 360-мм радиатора Alphacool, гибридный кулер был протестирован и в составе с маленьким компактным радиатором Swiftech MCR120, фото которого вы уже могли видеть выше.

Воздушные кулеры представлены двумя моделями: Alpenföhn Nordwand (аналог Ice Hammer IH-4500) и новым Ice Hammer IH-4600, о котором мы расскажем вам в следующей статье. Эти кулеры были протестированы только с парой вентиляторов Thermalright TR-FDB:


C такими же вентиляторами дополнительно тестировался и Ice Hammer IH-HYBRID:


Не забыт в тестировании и эталонный Thermalright Archon (с одним и с двумя вентиляторами TY-140). Добавим, что регулировка скорости вращения всех вентиляторов в сегодняшнем тесте осуществлялась специальным контроллером с точностью ±10 об/мин.

Перейдём к результатам и их анализу.

Результаты тестирования эффективности и их анализ


Итак, вот какие результаты мы получили:


Сначала о результатах без использования жидкостного охлаждения в гибридном кулере Ice Hammer. По большому счёту, в этом блоке результатов никаких неожиданностей нет. Разница между эффективностью IH-HYBRID на минимальных оборотах его штатного вентилятора и эффективностью на максимальных составляет 10 градусов Цельсия, что вполне типично для кулеров такой конструкции и столь плотного оребрения. Против конкурентов Ice Hammer также выступает достойно: с двумя вентиляторами при 1010 об/мин ему на 1–3 градуса Цельсия удаётся обходить и Alpenföhn Nordwand и Ice Hammer IH-4600, хотя при 2040 об/мин на 2–4 градуса отстаёт от них же. То есть, как воздушный кулер IH-HYBRID вполне состоялся.

Однако, наибольший интерес представляют результаты с подключением к IH-HYBRID систем жидкостного охлаждения. С маленьким 120-мм радиатором Swiftech и установленным на нём одним 120-мм вентилятором даже при 1000 об/мин гибридный кулер резко прибавляет в эффективности. Так, уже при 1010 об/мин одного штатного вентилятора максимальная температура наиболее горячего ядра процессора не превысила 76 градусов Цельсия, что на 14(!) градусов Цельсия ниже температуры без задействования жидкостного контура в кулере. Похоже, мы недооценивали необходимость тепловой разгрузки верхней части трубок в основании — всё-же водоблок над ними превосходно работает. Более того, IH-HYBRID в этом режиме удаётся обойти один из наиболее эффективных водоблоков Swiftech Apogee GTZ сразу на 11 градусов Цельсия.

Правда, эффективность последнего в этом случае явно ограничена маленьким 120-мм радиатором СВО, о чём наглядно говорят как результаты при более высоких скоростях вентилятора на радиаторе СВО, так и результаты, полученные с использованием большого радиатора Alphacool NexXxoS Xtreme III. Здесь Swiftech Apogee GTZ в составе системы жидкостного охлаждения уже не даёт себя превзойти гибридному кулеру. Заметим, что при включении в систему мощного радиатора Alphacool с тремя вентиляторами на 1000 об/мин, эффективность IH-HYBRID становится минимально зависима от установленных на нём вентиляторов и их скорости. В лучшем случае удаётся добиться снижения максимальной температуры всего на 2 градуса Цельсия. Таким образом можно сделать вывод, что большая нагрузка перекладывается на жидкостный контур гибридного кулера.

Thermalright Archon по-прежнему играет в своей «лиге», не опасаясь даже высокоэффективной системы жидкостного охлаждения, стоимостью более 200 долларов США. При этом напомним, что процессор разогнан всего до 4,3 ГГц при 1,3875 В, что нельзя назвать высокой нагрузкой для кулеров уровня Archon и, тем более, систем жидкостного охлаждения. Поэтому мы решили разогнать процессор ещё сильнее — до 4,46 ГГц при 1,45625 В:


И ещё раз сравнить тех участников сегодняшнего теста, которые, несмотря ни на что, справились с охлаждением процессора при таком разгоне. Сразу скажем, что с охлаждением ещё сильнее разогнанного процессора не справились Ice Hammer IH-HYBRID в тихом режиме с одним штатным вентилятором, все три воздушных кулера в тихом режиме с двумя вентиляторами Thermalright TR-FDB, а также водоблок Swiftech Apogee GTZ в системе с одним маленьким 120-мм радиатором и одним вентилятором при 1000 об/мин. В остальном картина сложилась следующим образом:


Как видим, Ice Hammer IH-HYBRID с одним штатным вентилятором на 1860 об/мин всё же обеспечил процессору стабильность, хотя пиковая температура наиболее горячего ядра достигла 94 градусов Цельсия. С двумя вентиляторами Thermalright TR-FDB при 2040 об/мин гибридный кулер вновь выглядит на уровне конкурента из Alpenföhn, а вот Ice Hammer IH-4600 всё же лучше их обоих.

Наиболее наглядную картину успешной работы гибрида из воздушного и жидкостного охлаждения демонстрируют нам результаты с радиатором Swiftech MCR120, где IH-HYBRID не оставляет шансов Swiftech Apogee GTZ, громя его по полной программе. Преимущество прототипа Ice Hammer достигает 13 градусов Цельсия! И на такую же величину IH-HYBRID эффективнее самого себя без жидкостного контура (при 1860 об/мин). Впечатляющая разница. В то же время, стоит только снабдить водоблок Swiftech Apogee GTZ хорошим радиатором в виде Alphacool NexXxoS Xtreme III, как от преимущества IH-HYBRID не остаётся и былого следа. За прототипом теперь — только частичный обдув околосокетного пространства, чего не обеспечивает обычный водоблок.

Ну, а в успешном выступлении Thermalright Archon вряд ли кто-то сомневался.

Заключение


Пожалуй, Ice Hammer IH-HYBRID является наиболее интересным кулером из всех оригинальных систем охлаждения, появившихся в последнее время. По крайней мере, задумка инженеров компании сработала — эффективность кулера действительно существенно возрастает при подключении его в контур пусть даже самой простой системы жидкостного охлаждения с одним 120-мм радиатором. При этом прогнозируемая стоимость IH-HYBRID далеко не заоблачна и не должна превысить 45 долларов США, а сам по себе воздушный кулер вполне состоятелен. То есть пользователь в недалёком будущем сможет приобрести себе Ice Hammer IH-HYBRID, в качестве воздушного кулера, а при случае, желании и возможности, модернизировать его до гибридной системы с жидкостным охлаждением, максимально повысив его эффективность. Другой вопрос — сколько будет стоить дополнительные радиатор, помпа с расширительным бачком и шланги, и не проще ли и дешевле будет просто купить какой-нибудь суперкулер?

Ещё одним вариантом применения Ice Hammer IH-HYBRID может являться его использование в качестве... водоблока, как бы парадоксально это не звучало. К примеру, тот же Swiftech Apogee GTZ стоит почти вдвое дороже, а в эффективности либо проигрывает IH-HYBRID (с одним 120-мм радиатором), либо выигрывает совсем немного (с 360-мм радиатором). Плюс к этому вентилятор на гибридном кулере Ice Hammer всё же охлаждает радиаторы на силовых элементах в околосокетном пространстве, а у обычных водоблоков такого плюса нет, как вы понимаете. Напомним, что протестированный в сегодняшней статье гибридный кулер является всего-лишь прототипом, а серийные образцы должны появиться уже осенью этого года, и, по имеющейся у нас информации, конструкция IH-HYBRID дорабатывалась для достижения ещё более высокой эффективности. Надеемся, что так оно и будет на самом деле.

Другие материалы по данной теме


Scythe развлекается: тестирование гигантского кулера Susanoo
Scythe атакует: тестирование суперкулера Mine 2
Кулер на тепловой колонне Noiseblocker NB-TwinTec