"Волкодав. Месть Серого пса" (издатель - "Акелла")

Издатель в России: "Акелла"

Вступление


Игра поставляется на трёх CD, один из которых является игровым и должен присутствовать в приводе для отработки защиты StarForce. На винчестере игра занимает 1.7 Гигабайт, в каталоге Bonus - присутствует видеоклип группы "Алиса", с нарезками сцен из фильма "Волкодав".


Игра "Волкодав. Месть Серого пса" создана отечественной студией Primal Software, штаб-квартира которой расположена в Москве. Ранее эта команда выпускала квесты "Петька" и "Петька 2", а также The I of the Dragon ("Глаз Дракона") и Besieger ("Осада"). В настоящее время студия работает над проектом Heavy Duty.

Вернёмся к "Волкдаву"... Во всём мире (и в России в том числе) давно известна тенденция по выпуску игр по лицензиям кинокартин, ещё бы - раскрученный продукт, на известность которого и рассчитывает сувенирная продукция наряду с компьютерными играми. Да, порой игры по фильмам иначе, как "сувенирными" не назовёшь, ведь соблазн согласиться с мыслью "а, и так купят" - очень велик. В случае с "Волкодавом" мы видим одновременный выход двух крупных игровых проектов, один из которых - рассматриваемый в данном материале action/RPG от "Акелла", а второй - также action/RPG, только уже под названием "Волкодав: Последний из рода Серых Псов" (разработчик - Meridian'93, издатель - "1С"). Рано или поздно - мы доберёмся и до 1С-овского Волкодава, а пока детально изучим разработку Primal Software...

Системные требования


Операционная система Windows 2000 или Windows XP.
DirectX версии 9.0c или более свежий (версия 9.0c идёт диске с игрой).
Кодек Indeo 5 (если его нет в системе - дистрибутив iv5setup.exe есть на диске с игрой).
Размер файла подкачки Windows должен быть не менее 768 мегабайт
Процессор AMD / Intel или совместимый, с частотой не менее 1000 МГц.
Видеокарта с поддержкой Direct3D (GeForce 2 или старше).
256 мегабайт ОЗУ
Звуковая карта, поддерживающая DirectX 9
2 Гигабайта на жёстком диске


Описание


В главном меню в первую очередь интересует графика - там я выставил максимальные настройки качества. Звук можно включать с поддержкой 3D, а также регулировать громкость музыки, эффектов и т.д.


Уровней сложности на выбор предлагается целых пять: очень легко, легко, нормально, сложно и очень сложно. Я остановил свой выбор на нормальной сложности.

После окончания выбора всех настроек вы смотрите заставку: в процессе набега на деревню какие-то враги под знамёнами с черепом убивают отца и мать главного героя игры, маленького мальчика.


На экран выводится меню создания персонажа. К сожалению, его внешний вид изменять нельзя.


Зато можно и нужно распределять начальные очки опыта (их количество, кстати, зависит от выбранного вами уровня сложности игры)...


Ролевая система


Всего представлено четыре основные характеристики протагониста:

Телосложение - влияет на количество единиц жизни и на максимальный вес, переносимый персонажем. Если общий вес предметов превышает тот, что может переносить главный герой - он останавливается и не может сдвинуться с места, пока вы не выкинете какой-нибудь предмет, чтобы лимит не превышался.

Сила - влияет на эффективность атак персонажа, увеличивая количество повреждений, производимых любым видом оружия, в том числе и голыми руками.

Сноровка - влияет на эффективность блокирования и парирования вражеских атак, а также на возможность обойти вражескую защиту.

Скорость - влияет на скорость атаки. Чем выше параметр, тем чаще персонаж наносит удары в бою.

В принципе, как видите, все четыре параметра весьма важные, выбрать среди них второстепенные - достаточно сложно.

Кроме того, в игре реализована система навыков (ведения боя), похожая на ту, что мы видели в Dungeon Siege - автоматическое "прокачивание" навыка в зависимости от частоты его использования. В нашем случае, эти навыки:

Рукопашный бой.

Ближний бой с использованием холодного оружия.

Дальний бой с использованием луков и метательного оружия.

Собственно, если персонаж часто использует ту или иную атаку, то уровень соответствующего умения растёт быстрее, и в связи с этим - увеличивается меткость, скорость и наносимый противнику урон конкретным оружием. Как только происходит переход на новый уровень какого-либо из умений - у вас в копилке появляется одно очко навыка.

После убийства врага или выполнения квеста - вам начисляют очки опыта. По достижении очередного уровня в развитии - персонаж может тратить выданные несколько очков опыта на развитие основных характеристик (телосложение, сила, сноровка и скорость) плюс два очка навыка - на специальные навыки (из тех, что выводятся в поле доступных в данный момент). Если вы перешагнули через очередной уровень одного из умений (рукопашный бой, ближний бой и дальний бой) - вам также начисляют одно очко навыка. Если у вас накопилось два очка - вы можете выбрать один из специальных навыков, доступных в данный момент. Эти специальные навыки бывают пассивными (действующими постоянно) или активными (например, различные супер-атаки) - тогда их нужно дополнительно выбирать (прокручивая скролл мыши - вы сменяете иконки на индикаторе в правом нижнем углу игрового экрана). Выбрав супер-атаку, кликните на враге правой кнопкой мыши.

Некоторые из специальных атак - могут быть усовершенствованны в дальнейшем. Например, удар полукругом - впоследствии заменяется на круговой удар (полный оборот).

Для примера приведу здесь несколько специальных навыков героя:

Постоянные:

Крепкий. Прибавление 5 очков к показателю здоровья с каждым повышением уровня.

Толстокожий. Прибавление единицы к показателю брони.

Ловкач. Позволяет быстрее сменять оружие в бою (например, лук на меч и т.п.).

Внимательный. Добавление на 10% большего числа очков опыта при уничтожении врага.

Здоровый. Прибавление к показателю здоровья 25 очков.

Быстроногий. Скорость бега возрастает на 20%.

Прыткий. После того, как персонаж оказался на земле после удара - он встаёт в два раза быстрее.

Неутомимый. Скорость восстановления энергии вырастает на 30%.

Унот. Дополнительное добавление одного очка ко всем характеристикам.

Сила духа. Добавление 25% к показателю энергии персонажа.

Пажитник. Максимальный вес переносимой поклажи возрастает на 30%.

Купец. Скидка 10% в магазинах на приобретаемый товар и прибавление 10% к прибыли от продажи вами товаров.

Быстрый клинок. К показателю скорости атаки прибавляется 15%.

Мощь духа. Добавление 35% к энергии персонажа.

Озарение. Повышение уровня для каждого из умений

Молниеносный клинок. Три удара оружием подряд.

Сильные руки. Добавление 20% к урону от метательных атак.


Специальные атаки:

Хромота. Выстрел в ногу, приводящий к замедлению противника.

Луна. Круговой удар вокруг себя.

Удар грома. Тяжёлый удар, медленнее обычного, но зато наносит вдвое больший урон.

Пчёлки. Три стрелы подряд, но с дополнительным 30%-ным промахом.

Отнять. Атака врага с выбиванием у него оружия и присвоением его себе.

Бросок змея. Хитрый удар, отразить который с помощью сноровки становится вдвое сложнее.

Покалечить. Временно замедляет противника до шага.

Пинок. Сильное отталкивание врага ногой, после чего тот с 30%-ной вероятностью упадёт на спину.

Удар змея. Размашистый рукопашный удар впереди себя.

После раздачи очков по параметрам - начинается вводная миссия.


В ней вас обучают управлению камерой (которая не масштабируется, а только вращается), движению, знакомят с инвентарём, помогают понять, как лечиться...


Лечение

Лечение в игре делится на оперативное (в течение боя) и залечивание ран в спокойной обстановке (аналог "отдыха" в ролевых играх). Что касается оперативного лечения - то здесь вам помогают бурдючки с зельем, поднимающие уровень потерянного здоровья на короткое время (причём добавленное здоровье отображается светло-фиолетовым цветом). Через определённое время (несколько десятков секунд) такое здоровье исчезнет, так что лучше закончить бой пораньше. Точно также нужно следить за полоской энергии - она тратится на удары тяжёлым оружием и специальные атаки. Естественно, в игре существуют бурдючки с зельем, оперативно пополняющие запас энергии в бою.


Что касается залечивания ран в спокойной обстановке, то его авторы реализовали следующим образом: у вас в арсенале ("кукла" героя) имеется специальный слот. В него помещается лекарственный набор - мешочек с порошком, горшочек с мазью, и тому подобный "набор эскулапа" (он приобретается у лекарей). Эти наборы различаются по количеству единовременно восстанавливаемого здоровья и по скорости восстановления. В принципе, это влияет только на удобство в игровом процессе - если у вас "не продвинутый" набор лекаря, то для восстановления богатырского (три-четыре сотни очков) здоровья придётся лечиться довольно долго, несколько раз нажимая заветную горячую "клавишу".


Начало игры

На дороге вы встречаете волхва, и учитесь открывать журнал путешествий - слева выводится список квестов (их вывод можно сортировать: только выполненные, только невыполненные, все без исключения), а справа - сама карта местности. На мини-карте в левом нижнем углу крестиком обозначается место, куда вам следует идти для выполнения задания. Красными точками обозначаются враги, зелёными - мирные и нейтральные персонажи, фиолетовые - торговцы, жёлтые - квестовые NPC.

Диалоги в игре - с возможностью выбора ответа. К сожалению, "озвучка" фрагментарна - видимо, бюджет и сроки не позволили записать все игровые диалоги (информация в основном подаётся начальной фразой, а дальше - вы читаете текст, выдаваемый на экран в диалоговом окошке).

В игре можно сохраняться и восстанавливаться с помощью "горячих" клавиш - F6 и F9 (соответственно, быстрое сохранение и быстрая загрузка игры).

После того, как вы приходите вместе с волхвом к дубу, который хотят срубить крестьяне-разбойники, возникает стычка, в которой вы знакомитесь с системой боя в "Волкодаве". Чтобы атаковать противника, достаточно кликнуть по нему один раз левой кнопкой мыши. Волкодав начнёт атаку тем оружием, которое находится у него в руках. Удары тяжелым оружием расходуют определённое количество энергии, поэтому нужно следить за её индикатором (правый нижний угол экрана, жёлтый прогресс-бар).


Если энергия персонажа падает до нуля, то на некоторое время он становится неспособным продолжать бой или предпринимать другие действия. Постановка блока и парирование вражеских атак - происходит автоматически. Их успешность зависит от уровня персонажа и развития его базовых характеристик. В процессе игры вы будете обучаться различным специальным приёмам и умениям, которые наносят больший урон противнику, но требуют заметно больших затрат энергии.


Ряд предметов в игре потребует определённого уровня развития персонажа (как вариант - определённого количества очков той или иной базовой характеристики). Вещи, которые вы не можете использовать из-за недостаточного развития характеристик персонажа - подсвечиваются красным цветом. Так что лучше уже на ранних этапах прикинуть вашу будущую специализацию. А после повышения опыта персонажа - не спешить бездумно тратить очки, - сходите к оружейнику и броннику и посмотрите, какого числа очков и в каких именно характеристиках вам не хватает до использования действительно стоящего оружия и доспехов. Так что повышение опыта рядом с торговцами - вполне логичный шаг.


Торговля

Вот мы и подошли к такому важному для ролевых игр компоненту, как реализация торговли. Торговцы в игре встречаются как специализированные (оружейник, бронник, лекарь - каждый покупает и продаёт только определённый тип товаров), так и "всеядные" - бродячий торговец, хозяин таверны, и т.п. Если вы попали на "специализированного" торговца, предметы в вашем инвентаре, которые он может купить - подсвечены тонкой оранжевой рамкой.

Интерфейс торговой точки практически повторяет "куклу" персонажа, с тем лишь отличием, что в правой части расположены предметы торговца (его имя и количество его капитала - указано внизу). Да, именно так: у торговца - ограниченное число денег, и если вы попробуете продать ему вещей общей стоимостью превышающей размер его капитала - он ничем не сможет вам помочь. Правда, через некоторое время (пока вы гуляете по игровому миру) - количество денег у торговца прирастает.


Оружие и предметы

В игре реализовано достаточное количество колюще-режущего, рубящего и прочего холодного оружия. Дубины, ножи, мечи, топоры, копья, вилы и т.д. - различаются по наносимому урону, скорости нанесения удара и количеству затрачиваемой энергии на удар. Если лёгким оружием вы можете драться довольно долго, то тяжёлое оружие - отнимает энергию (жёлтый шар за красным шаром-индикатором здоровья). Если у вас исчерпан запас энергии - персонаж обессилен и не может продолжать бой. Пока он накапливает силу, его безбоязненно атакуют враги, и такие моменты - весьма неприятны.

В игре существуют определённые типы врагов (мертвецы, духи, снопы огня и т.д.), которых обычным оружием убить нельзя. Поэтому всегда имейте в инвентаре специальное оружие против нечисти (следите за специальной строкой в характеристиках оружия).

Если вам нравится воевать на дистанции, к вашему распоряжению - луки, метательные ножи, метательные топорики. Управляться с луком поначалу неудобно, но потом приноравливаешься, входишь во вкус, вырабатываешь тактику... Обычно она проста: обстрелять врага с дальней дистанции, а когда он подбегает к вам - вступать в ближний бой. И для холодного оружия, и для лука - есть специальные виды атак (активируются кликом правой клавишей мыши на враге). Некоторые из них приведены выше, в списке навыков. С изучением навыка быстрого тройного выстрела жизнь покажется вам мёдом - после обстрела из толпы врагов до вас добегут не все...


От вражеских атак вас будут уберегать доспехи. Доспехи подразделяются на несколько видов, и под каждый из них создан специальный слот на "кукле" персонажа:

Наручи.
Обувь.
Щит.
Броня.
Штаны.

Одежда не только добавляет очки к показателю брони, но и порой улучшает какие-то характеристики персонажа. Кроме того, у вас есть два слота под кольца и один - под амулет. Амулеты и кольца покупаются у лекарей, подбираются с поверженных врагов. В основном эти предметы влияют на четыре основные характеристики (телосложение, сила, сноровка и скорость). Как удалось мне заметить, ограничения в возможности использования той же брони - привязываются к базовым значениям характеристик, а не к повышенным с помощью амулетов и колец.

Впрочем, существуют такие приятные предметы, как зелья, перманентно улучшающие телосложение, силу, сноровку или скорость. Эти зелья стоят сравнительно дорого (для кошелька героя на начальном этапе развития), зато без хлопот позволяют "нарастить" недостающие единицу-другую какой-либо характеристики.

Естественно, в игре реализованы и бутылочки с восстановлением энергии, улучшением скорости, здоровья и т.п. - кратковременного действия, на период тяжёлого боя. Обычно эти предметы требуются редко (по крайней мере, на нормальном уровне сложности), но пару штук - лучше держать про запас.


Игровой мир, квесты, AI врагов

Игровой мир представляет собой карту с перепадами высот на местности, реками, лесами. Увы, это не "честный" квадрат, который можно спокойно исследовать - обычно игровая зона причудливо ограничена "невидимыми стенами". Эту границу вы находите эмпирически, уткнувшись носом в не преодолеваемый холм или же просто на ровном месте - курсор превращается в стрелку, зачёркнутую красным крестиком (который красноречиво говорит, что ходу дальше нет).


Игровой мир сделан достаточно красиво: деревья, реки, травка, смена дня и ночи... Не идеально, конечно, но приятно для глаз. Игровые локации (они же игровые зоны, они же уровни - как ни назови) разделены между собой. Перейти в следующую игровую зону можно в специальных местах с золотистой дымкой. Кликнув курсором на золотых звёздочках, вы вызываете карту вселенной и выбираете, куда вам отправиться. Из мест перехода не всегда можно отправиться в любую локацию, иногда у вас нет выбора - и вы можете кликать только на одной, совершенно конкретной зоне.


В игре реализован на удивление неплохой пазфайндинг (pathfinding - автоматический выбор сложной траектории движения персонажем на игровой карте). В "Волкодаве" вы действительно можете кликнуть на миникарте в другом конце уровня и ваш герой с вероятностью в 99% окажется в ней без различных "застреваний". Это удобно, когда нужно преодолевать большие расстояния при выполнении побочных квестов.


Кстати, о квестах. Существует основная сюжетная линия и побочные квесты. Вот некоторые примеры побочных квестов: принести специальную траву волхву, перезахоронить прах вождя племени, принести кузнецу руду и пламень огненных духов, принести паучий яд травнице. Такие квесты "на выходе" дают вам дополнительные очки опыта и порой - достаточно неплохие предметы.


Выполнять их или нет - решайте сами, критического влияния на прохождение игры они не несут. Иногда продолжение квестов ждёт вас на других локациях, так что если вы вдоль и поперёк исследовали уровень, где вам выдали квест - идите дальше, не зацикливайтесь. На самой карте рядом с локациями появляются кружочки с надписями - квестовые задания. Если вы выполнили квест, в кружочке появляется галочка. Порой кружки переносятся на другую локацию, если квест по сюжету "переехал" туда.


Игровой мир живёт и развивается, он не совсем статичный. Например, побежав в очередной раз к торговцу, расположившемуся с повозкой на дороге в начале игры - вы увидите, что он уже уехал в город.


Уничтожив врагов, отравивших пастбище - вы увидите, как пастухи выгоняют овец.


Таких мелочей хватает, и хотя в целом игровой мир законсервирован (его изменения привязаны к скриптам), указанные выше мелочи очень здорово оттеняют игровую вселенную. Иногда вам встречаются даже такие знакомые по ролевым играм элементы, как сундучки с ценными предметами. Правда, они встречаются не так часто (лично я отыскал всего три штуки).


Теперь что касается врагов и животных, населяющих игровой мир. За имеющееся разнообразие - большое спасибо разработчикам, это вам не два-три куцых типа, убивающие интерес к боям. Навскидку приведу встречавшихся мне врагов: лесные разбойники, волки, леший, медведи...


...вороны, ледяные духи, огненные духи, духи павших воинов, мертвецы, ратники Жадобы (и прочих вражеских племён), воины горских народов.


Особого разнообразия в ведении боя, конечно, нет, но всё-таки нельзя не отметить тот факт, что "продвинутые" враги высокого уровня развития - используют бутылочки с повышением здоровья. Искусственный интеллект, конечно, хромает. Частенько, завидев толпу врагов, я мог расстрелять её всю из лука с дальних расстояний - организация общих действий у группы супостатов, увы, практически отсутствует.

"Волкодав. Месть Серого пса" проходится достаточно быстро, мне хватило пары дней (по семь-восемь часов игры). В конце у вас имеется выбор из трёх альтернативных финалов, но красочный видео ролик заставки вы сможете увидеть только в одном-единственном из трёх вариантов концовок.


Поэтому если вам интересно - сохранитесь заблаговременно, чтобы не кусать локти. По окончании игры вы можете ещё побродить по уровням, чтобы закончить какие-то второстепенные квесты.

Заключение


Если говорить вкратце, то "Волкодав. Месть Серого пса" по версии Primal Software - это некий симбиоз Dungeon Siege и Dungeon Lords. Перед нами - ролевая игра с простенькой, но понятной каждому системой развития персонажа, управлением героя с помощью мышки (point and click), симпатичным игровым миром, неплохим музыкальным сопровождением (хотя отсутствие полной "озвучки" всех диалогов удручает). Я прошёл игру до конца и критичных "багов" не обнаружил. Если патч и выйдет, он будет править косметические ошибки или специфические для каких-нибудь аппаратных конфигураций "баги", ну и, быть может, доработают AI врагов и NPC.


Производительность находилась на приемлемом уровне (я устанавливал разрешение 1280х1024), притормаживания случались, но редко (обычно при скоплении врагов или в сложных сценах). С другой стороны, мою систему (Pentium 4 3.4 ГГц, 2 Гбайт RAM, GeForce 7800 GTX) "средненькой" не назовёшь.


Сюжет игры (да и фильма тоже), конечно, не столь оригинален, а у кого-то языческая тематика вызовет отторжение, но в целом следить за развитием сюжета вполне интересно. Отдельные его повороты для непосвящённых будут неожиданностью, и в первую очередь - ситуация с потерей вашего меча (вы поймёте, о чём я, когда дойдёте до середины игры). Игровой процесс периодически прерывается заставками на игровом движке и реже - вставками из фильма.


Резюмируя: вполне играбельный проект, интересный и вполне качественно сделанный. Смело покупайте, если вам нравятся игры в стиле Dungeon Lords, и вы скучаете в ожидании очередного шедевра в жанре RPG. Не удивлюсь, если свои наработки в игре "Волкодав. Месть Серого пса" студия Primal Software будет развивать и дальше...

Оценки


Графика: 80%
Звук: 75%
Игровой процесс: 79%

Общее впечатление: 79%