Dungeon Siege

Автор: HF
Дата: 08.05.2002
Все фото статьи

Введение



Dungeon Siege - один из трех самых ожидаемых ролевых проектов 2002 года. Его основные конкуренты (относительно, конечно же) - девятый Might&Magic, который в конечном итоге оказался провальным, и Morrowind, который только-только попал на прилавки магазинов...

Сразу надо сказать - мы имеем дело с продуктом высочайшего класса от Криса Тейлора, главного дизайнера одной из самых первых трехмерных стратегий - Total Annihilation.
Проект заслужил очень высокие оценки в игровой прессе. При техническом совершенстве Dungeon Siege исключительно "играбелен" и действительно "не отпускает" от монитора, что случается нечасто. По мнению многих, игра призвана "убить" Diablo II и прекратить монополию Blizzard на качественные бесплатные многопользовательские ролевые или rogue игры. При исключительной "играбельности" Diablo обладает рядом недостатков, среди которых - более чем скромная графическая реализация, видимая простота игровой концепции и т. д. Взяв на вооружение этот опыт, разработчики Dungeon Siege попробовали избавиться от подобных недостатков в своем проекте. Что ж, время покажет, но уже сейчас Dungeon Siege признана "явлением" в мире ролевых и приключенческих компьютерных игр.

Графике и звуку в игре смело можно поставить высшие баллы. На сайте компании NVIDIA лежат несколько статей, посвященных игре. В них говорится о том, что она, наряду с тем же самым Morrowind, была разработана "специально для GeForce 4", и для полноты ощущений стоит приобрести указанную новую дорогостоящую карточку. Но даже и без такого оборудования Dungeon Siege смотрится просто великолепно. Музыка к игре, хранящаяся, кстати, в отдельном файле и доступная для прослушивания обычным MP3-плеером, была написана известным в компьютерном мире композитором. Ранее он работал над саунд-треком к Icewind Dale, а также другими произведениями в жанре древней кельтской музыки вообще, и музыки ко многим компьютерным играм в частности.

Игровой мир


По своей сути Dungeon Siege представляет собой типичный rogue или hack’n’slash проект. То есть "облегченный", с большим уклоном в аркаду, вариант ролевой игры. Главное здесь - многочисленные сражения и поиски сокровищ по подземельям. Самыми яркими представителями rogue-like-игр являются Diablo I, II, а так же его многочисленные "клоны", Icewind Dale, Pool of Radiance, и необоснованно забытый Nox, на который Dungeon Siege похож более всего. В подобных играх не ждите заумных диалогов и загадок в стиле Baldur’s Gate или Planescape Torment; ролевая система и система развития персонажа тоже сильно упрощены. Крис Тейлор решил отказаться от каких бы то ни было существующих на данный момент ролевых систем, и создать новый необычный мир, в котором вы не встретите ни эльфов, ни орков, ни каких-либо других существ, которых мы привыкли видеть в большинстве ролевых игр.

Перед нами новый мир - это Королевство Эб (Kingdom of Ehb)...

...В котором, как всегда, добро со злом сошлись в своей бесконечной битве. Этот мир полон магии, приключений, сражений, героев и злодеев, подземелий, сокровищ и всех других атрибутов, необходимых добротной ролевой игре. Вы начинаете игру за простого фермера, который после налета на его деревню отряда Krug’ов, берет в руки вилы и отправляется вершить справедливость по-своему, чтобы разобраться, что же все-таки происходит в его родном королевстве. По дороге к нему присоединятся несколько компаньонов, и вместе они спасут короля и королевство от того зла, которое издавна и в очередной раз пытается это королевство погубить. Сюжет выглядит весьма банально, но в такого рода игре важна скорее не предыстория, а разворачивающиеся далее события. И то, что авторы не стали в очередной раз "изобретать велосипед" про похищенного или убитого отца (брата, мать, невесту, любимого плюшевого мишку и т.д.) даже радует.

Ролевая система


В игре нет как такового разделения на классы. При генерации персонажа вы, как это было в NOX, выбираете его пол, цвет кожи, а также "майку", штаны, бороду (если есть) и волосы. Никаких начальных навыков, классов, профессий и рас героя вы при этом устанавливаете. В ролевой системе Dungeon Siege есть только три основных характеристики и четыре основных навыка, один из которых профилирующий, причем характеристики развиваются на протяжении игры. Все средства ведения боя в игре поделены на три группы и влияют на соответствующие им характеристики. Если появившись в начале игры подле своего полусгоревшего домика, причем с нулевыми начальными значениями характеристик, вы возьмете в руки грабли и станете ими сражаться, то расти будет сила и навык владения оружием ближнего боя. Если найдете лук, то соответственно будет повышаться ловкость героя, а так же его навык стрельбы и дальнобойного оружия. Только свитки с заклинаниями попадаются двух школ: Combat magic и Nature magic. Поэтому характеристик у каждого героя три, а навыков, соответственно четыре, причем в любое время вы можете сменить основное оружие и начать обучение в другом «направлении». Все гениальное просто.

Имеем навыки:

Melee weapons
Ranged weapons
Combat magic
Nature magic

И характеристики:

Strength
Dexterity
Intelligence

Плюс, естественно - здоровье и мана. При повышении той или иной характеристики появляется соответствующая надпись. Цифрового значения уровня героя нет, зато для каждого класса есть ранги: Knight, Wizard, Archmage, Champion, Ranger и т. д. Вот так к концу игры простой фермер становится Героем Королевства. Очевидно, что такая система привлекает своей простотой и логичностью.

Нельзя забывать, что еще один столп, на котором зиждется хорошая RPG - предметы (они же Items). Вообще, система предметов и инвентаря очень напоминает Diablo. Инвентарь такой же "клетчатый". А все предметы в игре имеют ограничения в использовании по силе, ловкости или интеллекту, как это было в Diablo. Есть магические предметы, их ношение дает герою один-два бонуса, есть уникальные, у которых таких бонусов множество. Есть предметы, которые не только дают бонусы, но и что-то отнимают и т. д. Есть предметы без ограничений по характеристикам. Такие - стоят в десятки раз дороже обычных того же качества, да и встречаются весьма редко. Зато нахождение такого предмета дает вам один, но очень существенный бонус - использование мощной брони или оружия слабым героем на ранних стадиях игры. Среди предметов встречаются ножи, мечи, топоры, грабли, копья, посохи. Но и это - еще не все.
Где-то в середине игры вы попадете в логово к гоблинам, которые являются "местной Hi-Tech расой".

Это, вероятно, самая сложная часть игры. Вы как будто попадаете в мир технологий Arcanum’а, где магия, мечи и луки сосуществуют с высокотехнологичным оружием. Вам встретятся враги, вооруженные огнеметами, пулеметами, гранатометами, лазерами, вас даже будут атаковать небольшие танки.

Некоторое оружие вы даже сможете использовать сами - рыцарь в доспехах очень забавно смотрится с огнеметом в руках.

Все "техногенное" вооружение, кстати, относится к группе Ranged (дистанционное), но, к сожалению, не обладает большой убойной силой. Элемент "высоких" технологий добавлен в игру скорее декоративно, и позволяет немного отдохнуть от мрачных подземелий. Хотя сейчас ходят слухи о создании MOD’а, который полностью будет сделан в атмосфере будущего, так что насладиться игрой смогут не только любители средневекового фэнтези, но также и научной фантастики. Вообще же, нам придется посетить огромное количество мест: непроходимые леса, болота, ледяные пещеры, заснеженные горные переходы, пустыни...

...Морские побережья...

...А так же "локальное представительство ада", обосновавшееся в подземельях замка Эб.

Игра разделена на 9 глав, каждая глава - со своим типом окружающей обстановки, со своей атмосферой, колоритом, населением и монстрами. Финалом этой эпической саги становится девятая глава под одноименным названием Dungeon Siege, в которой произойдет последняя битва в подземельях замка Эб.

Основы выживания


Итак, решив играть за фермера, лучше сразу развивать из него воина. Уже через десять минут игры вы встретите своего первого компаньона. Из него лучше воспитать боевого мага. Затем, из встретившейся девушки - "рейнджера". Вообще же, какой-то однозначно выигрышной стратегии придумать нельзя, так же, как нельзя точно сказать, как и в какой последовательности следует развивать подвластных вам героев. Что однозначно можно утверждать, так это то, что в вашей команде обязательно должен быть "природный" маг. У него, помимо военных заклинаний, есть сильные заклинания лечения и воскрешения, и самое интересное - заклинания превращения любых найденных вещей в золото. При этом вы получаете в два-три раза меньше золота, чем вам могли бы заплатить в магазине, но зато ее не придется нести на продажу и в инвентаре останется свободное место. Еще надо учитывать, что "природный" маг развивается медленнее военного, поэтому его стоит больше "нагружать" приносящими опыт сражениями. Эксперты утверждают, что идеальный состав команды для прохождения одиночной компании таков: два воина - человек и гном, два мага - боевой и "природный", "рейнджер" и два ослика для доставки найденных предметов. При прохождении такой командой можно полностью отказаться от услуг наемников - все вышеуказанные персонажи присоединятся бесплатно, при этом вы сохраните большое количество денег. И еще - чем меньше в команде народу, тем больше опыта достанется каждому ее члену. Это важно, поскольку после прохождения кампании вы можете импортировать любого героя со всеми предметами и характеристиками в многопользовательскую игру для сражений по Internet или локальной сети.

Сюжетные ходы


К сожалению, прохождение игры абсолютно линейно. Встречаются и ответвления квестов, прохождение которых не обязательно для продвижения по игре, но чтобы их пропустить, играть придется по принципу "скорей-скорей" или с закрытыми глазами. Перемещение по игровому миру тоже больше всего походит на Nox. Вы путешествуете по дороге, с обеих сторон окруженной лесом, пропастью и/или водой. И никуда с нее сойти не получится - перефразируя рекламу: "у нас не возникает вопроса, куда идти". Встретив первого человека, вы получаете первый квест - найти в ближайшем городе старосту и сообщить ему о чинимых в королевстве беспорядках. Будьте уверены - с того места, где вы получили квест, прямая дорога приведет вас точно в город к старосте. Когда вы доберетесь до первого города, закончится первая глава.

В любом городе обычно находится три-четыре здания: лавка торговца магией, кузнец, торговец осликами и часто еще какое-нибудь дополнительное строение. Ослики - еще одно нововведение. Если вы наймете ослика, он присоединится к вашей команде (всего в ней может быть до восьми человек) на правах обычного героя, но едва может отбиваться от врагов задними ногами. Зато ослик имеет инвентарь в три раза больший, чем у обычного персонажа. Ведь все то обилие вещей, которое вы найдете в своих путешествиях, унести в город для продажи абсолютно невозможно. Ослики существенно облегчают эту задачу. Так же можно воспользоваться заклинанием Transmute из арсенала природной магии. Как уже говорилось выше, оно превращает предметы в золото. Собирание вещей и накопительство - еще один столп, на котором зиждется жанр rogue. Авторы сделали даже специальную кнопку, нажав на которую, все герои автоматически бросятся собирать предметы, валяющиеся на земле в пределах их видимости. Подобный ритуал приходится совершать после каждого боя.

Интерфейс


Еще одна вещь, которая существенно влияет на успех игры - интерфейс. Здесь авторы тоже постарались учесть весь опыт предшественников. Во-первых, при нажатии на "пробел" или соответствующий значок на нижней панели в любой момент игры включается пауза. Все замирает, как на скриншоте, и вы можете отдавать приказы: выбрать цель для атаки, поменять заклинания, оружие или броню, выпить пузырек со "здоровьем" - в общем, все те действия, которые доступны в обычном режиме игры.

Почти все элементы управления в игре вынесены на панель инструментов, а некоторые дублируются клавиатурой. Некоторые действия, правда, доступны только с клавиш: E - выделить всех персонажей, Q - сместить текущее выбранное оружие на один слот, W - спрятать панель с выбором оружия, L - показать и убирать имена героев, X - «нательные» индикаторы здоровья и маны. Значки "<" и ">" позволяют быстро перемещаться между героями. На нижней панели находятся основные элементы управления: кнопка Stop/Play, пузырьки, карта, журнал, кнопка "Собрать все" и кнопка выбора формации отряда. При нажатии на красный пузырек все герои, у которых здоровье меньше пятидесяти процентов, выпьют оздоровляющую жидкость, если таковая имеется в инвентаре, причем выпьют именно столько, сколько надо. Если, например, пузырек рассчитан на восстановление 500 жизней, а герою надо только 300, остальное останется в пузырьке на будущее. Синий пузырек подобным же образом отвечает за ману. Перед боем не забудьте каждого из героев снабдить нужными снадобьями, что бы в нужный момент пузырьки с маной оказались у магов, а не у воинов, которым они совершенно не нужны.

Для того, чтобы немного разбавить бесконечные аркадные бои, авторы ввели в игру тактический элемент. Для этого служат кнопки установки боевых формаций. В маленьком окошке справа внизу экрана вы можете определить боевую расстановку ваших воинов, выбрав уже готовую формацию или создав свою. Надо сказать, правда, что режим этот совершенно себя не оправдывает, так как враги окружают вас со всех сторон, и вы не защитите слабеньких магов, поставив воинов вперед. Обычно во время боя достаточно отвести магов чуть дальше от сражения, откуда они могу безнаказанно швырять "файрболы" или лечить боевых товарищей. На этой же панели, кстати, находится и кнопка, которая позволяет включить/отключить режим следования за лидером.

По левому краю экрана расположены портреты героев, обрамленные индикаторами здоровья и маны. Слева от портретов находятся четыре слота под оружие и заклинания. Вызвав инвентарь, вы можете поместить в эти слоты одно оружие типа Melee (рукопашного боя), одно типа Ranged (дистанционного боя), и два заклинания любого типа, чтобы в бою можно было просто и быстро выбрать нужный слот с оружием или заклинанием. Например, "природный" маг должен очень часто переключаться между заклинанием лечения и боевыми заклинаниями, поэтому оба мы помещаем в "быстрые слоты", чтобы во время боя не рыться в книге заклинаний в поисках нужных чар. Так же это важно, если вы хотите сделать из своего героя "мульти-класс", то есть развивать в нескольких направлениях. Впрочем, как и в жизни, такое развитие себя не оправдывает, очень трудно стать специалистом сразу в нескольких профессиях. Тем более, игру можно пройти и командой полностью состоящей, например, из воинов, рейнджеров, магов и т. д.

Графика и звук


Рабочие разрешения игры - от 640х480 до 1024х768 в 32х битном цвете. Особенно высокими доступные разрешения назвать нельзя, но и этого вполне хватает, чтобы наслаждаться великолепными спецэффектами и прочими красками. Детализация окружающего мира очень высока: великолепно прорисованы деревья, водопады, замки, пещеры, буйство красок заклинаний.

Модели героев - сложные и очень неплохо смотрятся даже при самом большом приближении.

Можно сказать, что на сегодняшний день это не только самая красивая игра жанра rogue, но и одна из самых красивых ролевых игр на PC вообще. И еще одна маленькая, но очень существенная особенность движка Dungeon Siege. В игре абсолютно отсутствует "подгрузка" уровней. То есть она производится постепенно, по ходу игры, а не в перерывах между главами. Вам не придется больше сидеть, уставившись в надпись "Loading" и ждать загрузки очередной локации. Вся игра проходится без единой паузы. Попробовав игру на GeForce 4 вместо своего Radeon 7500, я не заметил большой разницы ни в скорости, ни по графическим изыскам. Разве что в нескольких местах появлялись некоторые эффекты, которых "невооруженным GeForce 4 глазом" не видно. Но все это, поверьте, не смертельно.

Как уже говорилось, вся музыка к игре записана в один большой файл, лежащий по адресу "..\Dungeon Siege\Resources\sound.dsres" и открывающийся любым обычным MP3-плеером. Это набор из большого числа качественных мелодий в средневековом духе со скрипками, трубами, виолончелью, хоралом и др. Остальная "озвучка" тоже выполнена на хорошем уровне - тут вам и звон мечей и молний, рычание монстров и звуки окружающей среды (Ambient Sounds). Обескураживает лишь отсутствие озвучения персонажей, которые даже не выдают дежурных фраз типа "Я готов!", "Сделаю!", "В атаку!", как это было во многих других играх. Это бы сильно прибавило характера героям и атмосфере игры. Зато озвучена часть диалогов и NPC.

Вердикт


Итак, оценки распределились следующим образом:

Графика: 9.0
Великолепные задние планы, сложные модели персонажей, красивые спецэффекты. Интересный и необычный дизайн уровней и локаций. Например, Room of Stars:

Карта королевства Эб на полу склепа:


Звук: 9.0
Музыка от "мастера". Красивые мелодии, но чересчур "ненавязчивые", не заставляет заслушаться. В остальном - средняя, но добротная "озвучка".

Интерес (играть впервые): 10.0
Исключительно затягивающий и не отпускающий игровой процесс с массой деталей и нюансов. А вот линейность компании может логично отбить желание у большинства игроков проходить Dungeon Siege еще раз.

Мультиплеер: 10.0
Большое количество MOD’ов, включенная в игру multiplayer’ная независимая компания, большой многопользовательский потенциал.

Интерфейс: 10.0
Исключительное удобство, учтен опыт предшественников и множество находок в управлении игрой.

Общая оценка: 9.5
Фаворит в гонке на звания "Ролевая игра года" и "Убийца Диабло". Ждем дальнейшего разворота событий...