Интервью с компанией Magnamedia

На наши вопросы отвечает Вазген Курегян, заместитель директора и руководитель проектов компании Magnamedia.



Вазген Курегян отвечает на наши вопросы


Алексей Доля: Расскажите, пожалуйста, о вашей компании. Как давно вы в бизнесе? Чем занимаетесь?

Вазген Курегян: Наша компания образовалась в 2000 году, на заре формирования "джевельного" (лицензионные копии, продаваемые в экономичной упаковке, по ценам, близким к пиратским дискам) рынка в России. Мы пришли не с пустыми руками, под нашим началом в разработке находилось продолжение одного из хитов тех времен - игра "Штырлиц 2", а до выхода игры мы успели выпустить на рынок линейку программ серии Platinum для обучения иностранным языкам, которые пользовались большим успехом. Первоначально основным направлением было издание "чужих" проектов. В то время не хватало дешевого легального программного обеспечения, поэтому все, что появлялось, пользовалось хорошим спросом, а хорошие продажи стимулировали выпуск новых продуктов. Но уже тогда было ясно, что вскоре рынок начнет насыщаться, и начнется конкуренция качества проектов, а не обложек. Тогда мы решили начать разработки программных продуктов, по качеству и возможностям превосходящее все, что было на рынке. Были поставлены задачи по созданию собственного "движка" обучающих курсов, гибкого и мощного, позволяющего параллельно вести разработки разнообразного обучающего ПО высокого уровня. Спустя три года разработок начали появляться первые курсы на нашем "движке".


Алексей Доля: Сейчас "чужие" проекты вы больше не издаете?

Вазген Курегян: Издаем, и мы всегда готовы к новому сотрудничеству. Но за последнее время наши требования к сторонним проектам так же, как и к своим собственным, существенно возросли. В большинстве своем предлагаемые проекты требуют продюсирования, а это не всегда, на наш взгляд, целесообразно, да и сами разработчики не всегда к этому готовы. Часто проще разработать проект с нуля, чем доводить что-то сырое.


Алексей Доля: На какой сегмент рынка пользователей вы ориентируетесь в первую очередь? Какие клиенты приносят наибольшую прибыль?

Вазген Курегян: Мы ориентируемся на рынок "домашнего" пользователя. Несмотря на то, что окупить качественный образовательный проект очень сложно, мы решили не искать простых путей, поддержки государственных программ, специальных фондов. На этапе становления нужна хорошая конкурентная среда, а финансовая стимуляция может привести к потере ориентации на рынке, и, в конечном итоге, к полной зависимости от внешних вливаний. На сегодняшний день мы зависим только от наших пользователей. Это требует постоянного движения вперед, что нас вполне устраивает. Мы стараемся предлагать что-то лучше, чем то, что есть на рынке.


Алексей Доля: Вы продаете огромное количество программных продуктов. Что пользуется наибольшей популярностью?

Вазген Курегян: У нас три основных направления - это игры, обучение иностранным языкам и программа "Рассказчик". Популярность в каждом из этих направлений определяется по-разному. Обычно продукт пользуется повышенным вниманием в первое время после выхода, особенно это касается игр, например, за первый месяц торговли можно продать до половины тиража, который будет расходиться несколько лет. С обучающими программами немного другая ситуация, здесь нет такого пика в начале, первый тираж, как правило, конечно, лучше продается, но в дальнейшем диски расходятся довольно равномерно на всем протяжении своего существования, иногда со временем может появиться рост, но есть довольно сильные сезонные спады. Что касается программы "Рассказчик", то у нее уже есть довольно большое количество постоянных пользователей, и они обычно с нетерпением ждут выхода новой версии, так что пик также приходится на начало продаж очередной версии. В то же время количество пользователей постоянно растет.


Алексей Доля: Вы не могли бы рассказать о продвигаемых вами образовательных программах? Чему они способны научить, как работают, насколько это все доходчиво?

Вазген Курегян: Если говорить о сегодняшнем положении дел, то мы не столько делаем программы, которые обучают, сколько выпускаем программы, помогающие в обучении. Если провести аналогию с книжным бизнесом, то есть учебники (по которым учатся, но в то же время там минимум материала), а есть пособия, которые помогают лучше изучить определенную тему, или проверить знания. Мы пока только готовимся к разработке серьезных компьютерных учебников, разрабатываем и апробируем новые технологии, стараемся учесть замечания и предложения пользователей. Рынок считаем очень перспективным, поэтому стараемся подготовиться к нему основательно, не только в части возможностей, но и удобства, эргономики.


Алексей Доля: Что было реализовано нового в последних сериях ваших проектов?

Вазген Курегян: Мы стараемся в каждой новой серии проектов сделать шаг вперед по отношению, как собственным, так и существующим на рынке наработкам. Например, если в обучении языкам взять такой тип заданий, как диктант, то на сегодняшний день существует масса продуктов, где такая возможность декларируется. Однако на самом деле на пользователя налагаются очень серьезные ограничения: ввод текста небольшими порциями, или возможность ввода только правильного ответа, неточный, а иногда просто неверный сравнительный анализ, грубое представление результата, и, как следствие, очень полезный инструмент в обучении становится совершенно бесполезным. Мы же разработали диктант с "точным" (с точностью до буквы) анализом текста, и при этом никаких ограничений: можно пропускать слова, менять их местами, вписывать неправильные слова, и вообще делать все, что может произойти во время написания диктанта, особенно на иностранном языке. А это позволило нам сделать связку "диктант-тренажер". Ошибки, сделанные в диктанте, после обработки появляются в виде заданий на нашем тренажере, то есть, по сути, создаются уникальные задания, которые отрабатывают ошибки конкретного ученика, а не заранее придуманные преподавателем. Кроме того, диктант в языковых курсах - это еще и эффективный способ тренировать восприятие на слух речи носителей языка, а это обычно один из самых сложных моментов в освоении иностранного языка. Еще одна из новых возможностей - в новом сборнике тестов по русскому языку мы сделали комментарии ко всем заданиям (более 8 тысяч), объясняющие как, конкретно в данном случае, применяется правило, а после комментария приводится все правило полностью. И плюс наш тренажер, который может просто помочь "вызубрить" правильный ответ. Кстати, пользоваться тренажером можно не только в рамках нашей программы, но и занимаясь на компьютере своими повседневными делами. Тренажер будет "беспокоить" ученика через заданный интервал времени, показывать случайное упражнение из базы данных ошибок с просьбой вписать правильный ответ, и после ряда правильных повторений запишет слово в "отработанные".



Мы написали диктант. Теперь жмем на кнопку и смотрим результат на следующей картинке




Все ошибки выделены в тексте. Их действительно много. Придется отрабатывать на тренажере на следующей картинке




А вот, собственно, и тренажер


Алексей Доля: По данным последних аналитических отчетов, индустрия образовательного программного обеспечения США испытывает спад, так как пользователи все чаще и чаще обращают свое внимание на бесплатные учебные пособия в Интернет. Конечно, русскоязычным пользователям намного сложнее найти бесплатный аналог образовательной программы. Тем не менее, вы не испытываете на себе снижения спроса на подобные продукты?

Вазген Курегян: На российском рынке заметно усилилась конкуренция на рынке обучающих программ. В основном это происходит из-за того, что выходит много новых проектов, а старые проекты не спешат сходить со сцены. Зачастую новое - не значит лучшее, соответственно, "новому" и "старому" приходится делить рынок, который не успевает расти такими темпами. Основная проблема развития рынка, как на Западе, так и в России, это низкая эффективность обучения с использованием компьютерных учебников. Компании-разработчики эксплуатируют ожидания чего-то сверхъестественного от компьютерного обучения со стороны пользователей. Предлагаются проекты типа "все в одном", обещая научить быстро, и без особых усилий со стороны пользователя, и, как правило, пользователи, клюнувшие на такую наживку, сильно разочаровываются. А компании вместо серьезной работы с методиками обучения, занимаются "заманиванием" все новыми и новыми супер возможностями, или простотой обучения. К тому же проекты, которые делаются для бесплатного распространения в Интернет (например, в качестве привлечения посетителей для раскрутки сайта или компании), и те, которые делаются для распространения на дисках за деньги, - имеют небольшие и несильно отличающиеся бюджеты, отсюда примерно одинаковое качество и возможности. Вопрос, зачем искать программу, покупать ее, если в Интернет можно найти что-то похожее? - вполне резонный, и, как следствие, возможно топтание на месте рынка электронных образовательных проектов. Еще одна из проблем - относительная молодость "мультимедиа" - пока не было разработано достаточно эффективных методик, процесс идет, но довольно медленно, если бы он шел в таком же темпе, как, например, развивается игровой рынок, то уже стал бы реальной альтернативой классической форме обучения, с помощью учебника и преподавателя.


Алексей Доля: Среди ваших продуктов есть замечательная программа "Рассказчик". Опишите ее возможности и функционал, пожалуйста. Каково, на ваш взгляд, качество озвучивания?

Вазген Курегян: Да, действительно она замечательна, в первую очередь, потому, что она помогла многим людям с ограниченным зрением, и всем кому нравится больше слушать, а не читать. С помощью нее можно обучаться, слушать художественную литературу, да и вообще, она снимает практически все ограничения с получения информации. На сегодняшний день "Рассказчик" - единственная программа, которая развивается и успешно продвигается на рынке подобных систем. Было еще несколько разработок, которые велись зарубежными компаниями, но они прекратились по вполне заурядным причинам. Разработка подобной системы стоит дорого, окупить ее очень трудно, особенно если она рассчитана только на российский рынок. Предлагая же ее при этом за 30$, практически нереально что-то продавать. Мы же выбрали другую стратегию: рынок большой и даже огромный, поэтому выпуск "серьезного" софта по минимальным на пользовательском рынке ценам может постепенно стать выгодным. На сегодняшний день эта программа довольно прочно обосновалась на рынке, и продолжается постоянный рост продаж от версии к версии. Мы планируем выпустить версии "Рассказчика", предназначенные для мобильных устройств на основе системы Symbian и Windows Mobile, что позволит использовать ее в мобильных телефонах, КПК, и т.д. Это должно вывести использование "Рассказчика" на новый уровень. Также планируем выпустить утилиты для создания своих "голосов", компьютер будет читать голосом, похожим на голос пользователя или, например, близкого человека, возможно, мы даже предоставим сервис по обмену голосами среди наших пользователей.


Алексей Доля: Недавно вышла новая версия "Рассказчика". Какие нововведения достойны внимания, на ваш взгляд?

Вазген Курегян: Спустя полтора года появилась новая версия, одна из главных задач, поставленных перед разработчиками - по-прежнему повышение качества синтеза. В этом направлении удалось сильно продвинуться, произнесение стыков гласных звуков стало более гладким, улучшилась обработка согласных, благодаря чему речь стала звучать более естественно. Также, мы расширили количество голосов с двух до четырех. При работе над третьей версией реализовались наиболее востребованные среди наших постоянных пользователей возможности. Одно из главных нововведений - появилась интонация в зависимости от типа предложения: повествовательного, вопросительного, восклицательного. Еще одна из давно ожидаемых функций - это возможность установки и регулировки длительности пауз между словами, предложениями, абзацами, а так же другие возможности для настройки индивидуальных предпочтений пользователей.


Алексей Доля: Вы не могли бы рассказать об игровом направлении развития вашей компании? Какие продукты вы продаете, что пользуется успехом?

Вазген Курегян: Мы занимаемся определенным направлением - "квестами". В России квест любят и почитают. В общем-то, этот жанр построен на общении между персонажами, сдобренном всевозможными загадками и головоломками. Хотя еще лет пять назад квесту, особенно русскому, предрекали скорую кончину как жанру, но, как оказалось, эти страхи по большей части беспочвенны. Удивительно, наверное, но квесты, которые делаются уже почти 10 лет на одних и тех же технологиях, до сих пор по продажам конкурируют с высокотехнологичными играми. Разгадка тут простая: квест - это игра, где главное - сюжет, все остальное, графика, эффекты, интеллект компьютера и т.д. - на втором плане. Если сюжет интересен, и тем более, если там полюбившиеся персонажи, игре многое прощается. В общем, игры-квесты, это возможность приятно и спокойно провести время.


Алексей Доля: Сейчас в производстве находится игра "Штырлиц 4". Расскажите, пожалуйста, о ней. Что за игра вообще и что нового будет реализовано?

Вазген Курегян: Главный герой нашей игры, Штырлиц - советский разведчик, делающий все не так, как все, и только так добивающийся результата. Вообще-то, если говорить об истории серии игр про Штырлица, то изначально она задумывалась как пародия. Штырлиц представляет собой небритого немолодого человека с "интеллектуальным" выражением лица и парадоксальным образом мышления. Вечная оппонентка Штырлица - "старуха Шапокляк", Фрау Заурих, которая постоянно встает на пути, мелко и крупно пакостит герою. В следующей версии мы, по сути, хотим сделать новую игру, в основу которой ляжет супер-сюжет. На настоящий момент в России никто не делал ничего подобного. Разработка игры началась с поисков сценариста, и, как оказалось, сценариста который бы смог сделать то, что нужно, в игровой тусовке найти нереально, предложений было немало, но ни один из них не соответствовал нашим требованиям. И тогда мы решили обратиться к писателям-юмористам, оторванным от игрового сообщества. Было отобрано более сотни писателей, которым мы предложили работать в условиях своего рода творческой лаборатории, создать нечто похожее на коллективный разум. Посмотрим, что из этого получится, но пока мне нравится развитие этого проекта, не быстро конечно, но в конечном итоге почитатели Штырлица будут вознаграждены интереснейшей игрой.


Алексей Доля: Я где-то читал, что среди ваших проектов есть даже эротические... Можете рассказать о таких продуктах?

Вазген Курегян: Первоначально это направление казалось заманчивым и перспективным, но мы, к сожалению, столкнулись с серьезным непониманием различия эротики и порнографии, а без уверенности клиентов в том, что продажа подобного "контента" не вызовет проблем, не может быть стабильного сбыта. Из нынешних проектов эротическим с большой натяжкой можно назвать игру "Затерянный рай", хотя я считаю ее не столько эротической, сколько юмористической. Речь в ней идет о молодых героях, находящихся на отдыхе, ну и без намека на эротику в таком случае не обойтись. Самым же "эротическим" из наших проектов можно назвать диск "Глупые и сексуальные" - это видео, подготовленное совместно с журналом для мужчин "Андрей". Это была подборка двух часов видео: сам фильм и наиболее интересные рабочие материалы. Впрочем, этот диск был снят с продаж два года назад. В ближайшее время мы ничего "эротического" не планируем выпускать, на то есть специализированные издательства...


Алексей Доля: Откуда вы берете идеи для новых проектов?

Вазген Курегян: Поначалу у нас были активные поиски направлений, мы готовы были взяться за любой перспективный на наш взгляд проект, но постепенно количество идей начало превышать наши возможности по производству. Программирование - это такая вещь, что-то интересное, на первый взгляд, можно придумать за пять минут, а на реализацию может уйти несколько месяцев, а то и лет, и в результате - не быть востребованным. Поэтому все идеи должны созреть. Они продумываются, прорабатываются. От многого приходится отказываться, а если приходит "их" время - начинаем реализовать. Так что с идеями проблем нет, скорее с их качеством.


Алексей Доля: Получается, что вы держите еще и целый штат программистов?

Вазген Курегян: Да, конечно, мы постоянно совершенствуем наш "движок", поэтому программисты нам необходимы. Но иногда выгодней воспользоваться аутсорсингом. Когда мы вполне определенно знаем, чего хотим, у нас есть подробное техническое задание, тогда проще найти группу, которая специализируется в какой-то области, и поручить выполнение задачи ей, это и быстрей и дешевле, да и "головной боли" гораздо меньше.


Алексей Доля: Вазген, ваша компания на рынке уже 5 лет. Некоторые тенденции в эволюции своего сегмента рынка вы уже подметили выше, может, есть что-то еще? Развивается ли рынок, меняется ли отношение пользователей к вашим продуктам?

Вазген Курегян: Алексей, Вы правильно заметили, что это именно эволюция, за последние 5 лет, я не припомню никаких крутых поворотов. Насколько я знаю, в этом бизнесе была пара кризисов, но мы их не застали. Мы попали в фазу относительно благополучного развития. Число игроков практически не изменялось за 5 лет, самое главное изменение - количественное. Количество позиций за эти годы возросло во много раз, при этом продолжает возрастать все большими темпами, и пока никаких признаков замедления не видится, возможно, это будет продолжаться до бесконечности, как происходит на книжном рынке. Но в отличие от книжного бизнеса, где работают сотни издательств и тысячи авторов, тут все на порядки меньше, в силу того, что делать софт - гораздо более сложное и дорогостоящее занятие. На наш взгляд, пользователь за это время тоже практически не изменился.


Алексей Доля: У вас есть на российском рынке конкуренты? Кого бы вы выделили? Стала ли за последние пять лет конкуренция жестче? Если да, то в каких направлениях?

Вазген Курегян: Да, безусловно, если компания выпускает что-то аналогичное, она по определению является конкурентом, а аналогичного на рынке предостаточно, но пока наши позиции редко конкурируют лоб в лоб, все же мы делаем во многом уникальные проекты по содержанию, да и по качеству. Кроме того, в отличие от большинства других издателей, мы не только издаем, но и разрабатываем, это позволяет нам самим определять направления деятельности, сроки выхода проектов, мы можем как увеличить заранее спроектированные возможности программы, так и сократить их. Разработчик же обычно работает под довольно сильным диктатом издателя, это, конечно, оправдано, нужно укладываться в сроки, в бюджеты, строго следовать дизайн-документам, но это очень пагубно влияет на творческую составляющую проектов. Как связка издатель-разработчик, пожалуй, мы уникальны на российском рынке.


Алексей Доля: Где можно купить ваши продукты?

Вазген Курегян: Мы стараемся обеспечить присутствие наших дисков повсеместно, работаем с дистрибьюторами, сетевыми магазинами, компьютерными рынками, книжными магазинами, с интернет-магазинами, с отдельными розничными точками, стараемся расширять свое присутствие. Везде, где появляются наши продукты, они пользуются хорошим спросом, это радует, но пока со сбытом не все налажено, за пределами Москвы и Питера не везде можно просто найти наши диски, так что работаем в этом направлении.


Алексей Доля: Вы оказываете своим клиентам какую-нибудь техническую поддержку?

Вазген Курегян: Да, естественно, мы даже не требуем предварительной регистрации, в силу того, что мы очень тщательно тестируем наши программы на стадии выпуска. К нам обращаются за технической поддержкой единицы. Мы стараемся разобраться в каждой проблеме, чтобы в дальнейшем этих проблем не возникало. Иногда приходится бороться с ошибками в системе Windows или специфическими проблемами некоторых пользователей. Например, был случай, когда мы долго пытались помочь с запуском нашей программы, после долгих выяснений посоветовали проверить компьютер на наличие вирусов, и оказалось, он был заражен десятками разнообразных вирусов. После того, как "больной" компьютер был вылечен, все заработало. В последних версиях наших программ мы отказались от поддержки систем семейства Windows98/ME, т.к. добиваться на них полной совместимости с каждым разом все сложнее, а пользователей работающих с ними все меньше и меньше.


Алексей Доля: Хотите сказать нашим читателям что-нибудь напоследок?

Вазген Курегян: Скорее пожелать, несмотря на то, что компьютерный мир стал для многих виртуальной реальностью, где есть и учеба, и работа, и отдых, я бы пожелал побольше и почаще отрываться от него, проводить больше времени в мире, где нас окружают близкие, друзья, и конечно не забывать про спорт.


Алексей Доля: Большое спасибо, что уделили нам столько времени. Мы и дальше будем следить за успехами вашей компании. Всего доброго!