ЖК-мониторы с компенсацией времени отклика

Введение


В своих предыдущих статьях (в первую очередь, в статье "Параметры современных ЖК-мониторов", целиком посвященной достоинствам и недостаткам ЖК-мониторов, а также методикам измерения их параметров) я уже неоднократно отмечал, что принятое среди производителей и закреплённое в стандарте ISO 13406-2 определение времени отклика монитора как суммарного времени, необходимого для переключения пикселя из чистого чёрного цвета в чистый белый и обратно на практике предоставляет настолько мало информации о реальном быстродействии монитора, что легко вводит покупателей в заблуждение.

Корень проблемы заключается в том, что измеренное таким образом время отклика оказывается не максимальным или хотя бы средним, а фактически минимальным из всего, что может продемонстрировать монитор. Однако на практике пользователь практически никогда не имеет дело с чистым белым цветом (даже при работе с текстом на белом фоне, если контрастность монитора не установлена на максимум – а из-за большой максимальной яркости современных мониторов работать с такими настройками совершенно невозможно – то с точки зрения матрицы выводимый на экран цвет является уже не белым, а серым, ибо белый для неё тождественен максимально возможной яркости), а в играх и фильмах – и с чистым чёрным.

Иначе говоря, в реальности мы имеем дело либо с переходом от чёрного цвета к светло-серому (в случае работы с текстом, например), либо же вообще с переходами между различными оттенками серого, а потому формально измеренное время отклика имеет для нас пренебрежимо малое практическое значение.
Здесь надо сделать оговорку, что под словом "серый" я понимаю не чистый серый цвет, как его видит пользователь на экране монитора, а любые промежуточные состояния любого субпикселя – красного, синего или зелёного. Дело в том, что в ЖК-мониторах формирование субпикселей разных цветов осуществляется с помощью обычного светофильтра, никак, разумеется, не влияющего на время отклика – а потому время отклика совершенно одинаково для субпикселей любого цвета. По этой причине акцентировать внимание на цвете конкретного субпикселя нет никакого смысла – проще условиться, что "белым цветом" называется состояние с максимальной яркостью субпикселя, "чёрным" – с минимальной, а "серым" – все промежуточные состояния, как будто наш монитор – чёрно-белый.

Итак, на практике мы имеем дело с переключениями пикселей либо с чёрного цвета на серый, либо же между оттенками серого. Как известно, физически переключение пикселя осуществляется поворотом расположенных в нём жидких кристаллов на определённый угол под действием электрического поля, причём два крайних положения кристаллов соответствуют чёрному и белому цветам, а промежуточные – градациям серого. Казалось бы, раз для переключения с чёрного на серый надо повернуть кристаллы на меньший угол, нежели для переключения с чёрного на белый – то и произойти этот процесс должен быстрее. Однако тут необходимо вспомнить, что электрическим полем определяется не только угол поворота кристаллов, но и собственно скорость их поворота – действующая на кристаллы сила пропорциональная квадрату приложенного поля. То есть если нам требуется повернуть кристаллы на вдвое меньший угол, то принуждать их к этому будет вчетверо меньшая сила. Кроме того, на кристаллы действуют силы, стремящиеся вернуть их к изначальному порядку (в отсутствие электрического поля кристаллы в матрице упорядочены и обеспечивают либо чистый чёрный, либо чистый белый цвет – в зависимости от типа матрицы), эти силы зависят от того, на какой угол в данный момент повёрнуты кристаллы, и, разумеется, всегда направлены в сторону, противоположную силе, оказываемой электрическим полем.

Результат противодействия этих сил зависит от типа матрицы – TN+Film, S-IPS, MVA или PVA – но во всех случаях неутешителен: переключение между оттенками серого на всех существующих матрицах требует большего времени, нежели переключение "чёрный-белый-чёрный". Разница между этими временами может колебаться от двух-трёх раз для S-IPS-матриц до почти целого порядка для MVA и PVA матрицы, которые крайне медленно переключаются между чёрным и тёмно-серым – этот процесс может занимать более 100 мс, в то время как переключение с чёрного на белый займёт всего лишь 12-14 мс.
Кроме того, как выяснилось, разработчикам ЖК-матриц значительно проще добиваться малых времён отклика именно при измерении по стандартной схеме "чёрный-белый-чёрный", в результате чего на свет появились так называемые быстрые TN+Film-матрицы с паспортными временами отклика 16, 12 и даже 8 мс. Увы, но на практике они опережают старые 25 мс матрицы отнюдь не в 2-3 раза, а в лучшем случае на 25-30% – время переключения между полутонами у них практически такое же, как и у хороших 25 мс матриц. Более того, отличить невооружённым глазом 12 мс матрицу от 16 мс вообще практически невозможно – по той же причине.

Однако давайте вернёмся к технической стороне дела. Как ясно из написанного выше, основная проблема с временем отклика – в квадратичной зависимости действующей на кристаллы силы от приложенного к ЖК-ячейке напряжения (или, точнее, от созданного этим напряжением электрического поля). Метод решения этой проблемы давно известен в технике под названием форсированный запуск.


Выше на графике сплошной линией обозначена временная диаграмма работы обычной ЖК-ячейки: красный цвет – приложенное к ней напряжение, синий – яркость этой ячейки (пусть для простоты нулевое напряжение означает нулевую яркость – на самом деле это зависит от типа матрицы, но в данном случае такие детали совершенно не важны). В некоторый момент времени монитору требуется изменить яркость данной ячейки с нулевой на некоторое промежуточное (но не максимальное значение) – электроника монитора рассчитывает и подаёт на ячейку напряжение V0, соответствующее необходимому углу поворота жидких кристаллов; далее это напряжение удерживается постоянным до тех пор, пока не возникнет необходимость снова изменить яркость ячейки. Так как поданное напряжение далеко от максимального, то и поворачиваются кристаллы достаточно неспешно, а потому яркость ячейки выходит на заданный уровень лишь спустя некоторое достаточно заметное время.

Однако можно поступить и иначе – этот вариант указан пунктирными линиями. При необходимости изменить яркость ячейки электроника монитора подаёт на неё такое напряжение, при котором кристаллы развернутся на заданный угол аккурат к началу следующего кадра. В новом же кадре напряжение будет снижено до уровня V0 – таким оно должно быть, чтобы удерживать заданный угол поворота кристаллов. В результате мы получаем монитор, для которого любой переход между любыми промежуточными полутонами может быть завершён ровно за один кадр – причём, прошу заметить, собственная частота кадров ЖК-матрицы совершенно не обязана зависеть от частоты кадров, установленной на видеокарте компьютера, а потому длительность этого кадра может быть и меньше стандартных для ЖК-мониторов 16,7 мс (частота кадровой развёртки 60 Гц).


Совершенно аналогично эта схема работает и при необходимости переключиться из яркого тона в более тёмный – за тем лишь исключением, что "разгонный импульс" теперь будет отрицательным. На рисунке выше он также показан пунктиром.
Такая схема форсированного переключения ЖК-матрицы, несмотря на то, что каждый производитель мониторов продвигает её под собственной торговой маркой, в прессе и среди пользователей уже получила устойчивое название "overdrive". Хотелось бы заметить, что это не совсем корректно – в технике слово overdrive традиционно относится только к разгонному импульсу положительной полярности, как на первом рисунке. Если импульс отрицательный, как на втором рисунке, то его принято называть underdrive. Поэтому технически более правильно говорить "компенсация времени отклика" (или, в английской терминологии, Response Time Compensation – RTC), понимая, что этот термин включает в себя оба варианта – как underdrive, так и overdrive (в переводе на русский применительно к ЖК-мониторам – "форсированное зажигание" и "форсированное гашение"). К сожалению, мне уже встречались случаи, когда из широкого использования в околокомпьютерной прессе слова "overdrive" делался вывод, что в мониторах форсируется только переключение в сторону более светлых оттенков, с подачей положительного импульса – это не так, во всех современных мониторах с компенсацией времени отклика успешно применяются оба вида форсирования переключения.

Также необходимо понимать, что схема RTC работает на самом низком уровне из возможных – с сигналом, поступающим уже непосредственно на матрицу. Дело в том, что величина разгонного импульса зависит только от того, в каком положении пребывают кристаллы в данный момент, и в какое положение их требуется развернуть – а поэтому все пользовательские регулировки непременно должны находиться до схемы RTC. В противном случае схеме придётся работать не только с поступающим на неё сигналом, но и корректировать алгоритмы расчёта в зависимости от установленных пользователем параметров (контрастности, цветовой температуры и так далее), что технически весьма сложно и в общем случае совершенно бессмысленно.

Поэтому схема RTC является неотъемлемой принадлежностью монитора и в своей работе никак не связана ни с видеокартой, ни с драйверами, ни с операционной системой, ни с какими-либо ещё элементами внешнего окружения. Если в мониторе есть схема RTC – она будет работать всегда, даже если этот монитор окажется подключен к видеокарте Tseng Labs ET-4000 на компьютере с MD-DOS 5.0. Если в мониторе схемы RTC нет – эмулировать её видеокартой практически невозможно, так как алгоритм эмуляции неизбежно придётся модифицировать при каждом изменении каждой доступной пользователю настройки изображения монитора. Объём работы нетрудно себе представить – типичные для современного монитора 100 градаций контрастности, плюс по 100 градаций для каждого из трёх базовых цветов (ручная настройка цветовой температуры), плюс пяток вариантов гамма-компенсации уже обеспечат 100*100*100*100*5 = 0,5 млрд. вариантов. Учесть их все с приемлемой точностью – невозможно.

Разговоры же о возможности программной эмуляции RTC на уровне драйвера видеокарты пошли от упоминания соответствующих технологий в описаниях ноутбучных видеочипов ATI и NVIDIA. Авторов "сенсации" подвело банальное непонимание принципов работы RTC и разницы между настольными и ноутбучными мониторами – в ноутбуке монитор фактически представляет собой единое целое с видеоподсистемой и не имеет каких-либо собственных настроек. Все настройки изображения в ноутбуках выполняются средствами видеочипа, а потому для них требования "RTC располагается после всех пользовательских настроек" и "RTC располагается в видеочипе" не являются взаимоисключающими. В настольных же решениях монитор всегда имеет собственные настройки – даже в случае мониторов с чисто программным управлением, например, Samsung SyncMaster 173P – контролировать которые видеокарта не может.

Впрочем, хватит обсуждать чужие заблуждения, давайте продолжим рассмотрение технической стороны компенсации времени отклика. Очевидно, что из-за нелинейной и немонотонной зависимости времени переключения пикселя от градаций серого, между которыми он переключается, параметры разгонного импульса должны рассчитываться электроникой монитора каждый раз индивидуально, в зависимости от того, в каком состоянии пиксель находится в данный момент, и в какое состояние его надо переключить. Для этой цели в схеме RTC обязательно есть кадровый буфер, в котором хранится предыдущий кадр – при приходе же нового кадра он сравнивается с содержимым буфера, и для тех пикселей, значение которых изменилось, рассчитывается величина разгонного импульса.

Кроме описанного выше механизма "затормаживания" кристаллов существует и ещё один, менее очевидный – он связан с тем, что при повороте кристаллов меняется электрическая ёмкость ячейки, в которую они заключены. Ячейки ЖК-матрицы подключены к источнику питания не непрерывно – нужное напряжение на них устанавливается коротким импульсом с периодичностью кадровой развёртки, а после прохождения импульса поддерживается за счёт того, что каждая ячейка является конденсатором. К сожалению, ёмкость этого конденсатора не постоянна – она зависит от положения кристаллов. Пусть на ячейке изначально было напряжение U0 и соответствующее ему положение кристаллов, но при приходе очередного кадра напряжение было изменено на U1. Конденсатор ячейки при этом принял заряд Q=U1*C1, где C1 – его ёмкость в данный момент. Одновременно кристаллы начинают поворачиваться, при этом ёмкость меняется и к моменту прихода следующего кадра достигает значения C2; заряд сохраняется, поэтому вместе с ёмкостью меняется напряжение: U1*C1 = U2*C2, причём изменяется оно так, что противодействует повороту кристаллов ячейки. При приходе следующего кадра на ячейке опять устанавливается напряжение U1 (для простоты считаем, что информация между кадрами поменяться не успела), и скорость поворота снова меняется. На графиках изменения яркости пикселя этот процесс имеет весьма характерный вид пологих ступенек:


На этом графике (снятом на мониторе BenQ FP737s-D) отлично видно длинную горизонтальную "полку", которая заканчивается лишь с приходом следующего кадра. Уровень её невелик, но всё же в некоторых случаях можно заметить обусловленное этим эффектом слабое послесвечение позади движущихся объектов. Метод же борьбы с изменением ёмкости ячейки схож с методом компенсации времени отклика – надо в начале первого кадра подать на ячейку такое напряжение, чтобы к концу кадра оно само достигло нужного уровня за счёт изменения ёмкости ячейки.

К сожалению, мало того, что в природе вообще невозможно достичь бесконечной точности расчётов, так ещё и разработчикам мониторов приходится искать компромисс со стоимостью готового изделия – вряд ли покупатели активно заинтересовались бы новыми моделями, если бы они оказались втрое дороже старых. Соответственно, новая электроника должна быть не сильно дороже старой, а это накладывает ограничения на её функциональность и, в данном конкретном случае, на точность расчёта параметров разгонного импульса.

Возможны, разумеется, два варианта – когда величина импульса занижена и, наоборот, когда она завышена. В первом случае никаких новых эффектов не появляется – лишь смаз изображения будет чуть больше, чем он мог бы быть, но, впрочем, всё равно намного меньше, чем на мониторах с аналогичными матрицами, но без RTC.


Второй случай представлен на картинке выше – сплошной линией обозначена нормальная работа RTC, а пунктирной – работа при завышенной величине импульса. Очевидно, что к концу первого кадра (когда разгонный импульс будет снят) яркость пикселя успеет не только достичь заданного уровня, но и превысить его. После снятия импульса яркость через некоторое время (определяемое инерционностью матрицы) опустится до нужного значения.

Интересен этот случай тем, что создаёт новый вид артефактов, в принципе невозможный на мониторах без RTC – на движущихся изображениях могут появляться полосы, более светлые, чем и сам движущийся объект, и фон. Ниже приведены две фотографии чёрной надписи, движущейся справа налево по серому фону: первая сделана на мониторе Samsung SyncMaster 194T, в котором используется обычная PVA-матрица без RTC – мы видим самое обычное "жидкокристаллическое" смазывание, причём, из-за особенностей PVA-матриц, очень сильное, надпись читается с большим трудом.


Вторая фотография снята ровно в тех же условиях, но на мониторе Samsung SyncMaster 930BF, сделанном на базе TN+Film-матрицы с RTC. Отлично видно, что чёрная надпись, двигаясь по серому фону, оставляет за собой отчётливую светлую тень:


Некоторые издания, протестировав мониторы с RTC, сделали из этого эффекта вывод, что механизм действия RTC заключается в переключении матрицы сначала на оттенок светлее нужного, а потом – обратно на нужный. Это представление в корне неверно – да, на матрицу подаётся импульс напряжения, которое, если бы оно поддерживалось более длительное время, привело бы к переключению матрицы на светлый оттенок, возможно, даже на чистый белый цвет. Однако, это напряжение должно сниматься раньше, чем пиксель превысит заданную яркость, а потому в общем случае говорить, что матрица переключается через более светлые полутона – некорректно, ибо при правильной работе RTC матрица этих полутонов достичь не успевает. Все эффекты со светлыми тенями от движущегося изображения связаны исключительно с недостаточно высокой точностью расчёта разгонного импульса схемой RTC и являются ошибкой её реализации, но никак не необходимостью.

Тем не менее, как показывает практика, все выпущенные на данный момент мониторы с RTC страдают этим недостатком, причём в разной степени – "промахи" могут составлять от единиц до десятков процентов. Поэтому в тестированиях мониторов с RTC необходимо исследовать не только само время отклика, но и то, какой ценой оно достигается – в противном случае побеждать в таких тестах будут мониторы с наиболее сильными артефактами RTC, ведь именно подачей заведомо слишком мощного разгонного импульса проще всего добиться минимального времени отклика (в измерении которого, конечно, ошибка RTC никак не учитывается).

В связи с этим во всех наших тестах ЖК-мониторов с компенсацией времени отклика появится дополнительный график, похожий на привычные нашим читателям графики времени отклика на переходах с чёрного на серый и обратно. Только значения на нём будут не в миллисекундах, а в процентах, и обозначать они будут ошибку RTC – скажем, если в процессе переключения из чёрного (уровень "0") в серый (уровень "100") пиксель ни разу не превысил яркости "100", то ошибка RTC равна нуля, а если он в пике достиг уровня "150" – то ошибка RTC равна 50% (максимум на 50% выше нормального уровня). Ниже на рисунке приведён пример реальной осциллограммы переключения пикселя с неудачно настроенной компенсацией времени отклика: нижняя серая линия обозначает начальный уровень яркости, верхняя серая линия – итоговый уровень, а розоватая линия – пик выброса, возникшего из-за завышенного уровня разгонного импульса:


Разумеется, если величина такой ошибки достаточно велика, чтобы артефакты были легко заметны глазом – то возникает законный вопрос к производителю монитора, можно ли рассматривать его изделие как действительно быстрое?.. Ведь помимо времени отклика, в таких мониторах уже имеет смысл вводить время, в течение которого яркость окончательно входит в 10-процентный интервал от номинальной – оно будет измеряться уже по ниспадающему "хвосту" выброса и окажется существенно больше времени отклика.
К слову, о быстроте. Как я уже писал в начале, среди производителей мониторов до недавнего времени было принято указывать паспортное время отклика как суммарное время переключения по схеме "чёрный-белый-чёрный". До недавнего времени – потому что с выходом мониторов с RTC эта схема была изменена. Если Вы видите после цифры времени отклика пометку "gray-to-gray", "g-t-g" или "midtone" – это означает, что приведённая цифра равна среднему времени переключения между двумя полутонами серого. Иначе говоря, производитель монитора измеряет время переключения между всеми возможными полутонами, после чего вычисляет среднюю цифру. Обратите внимание – если раньше указывалось суммарное время переключения с чёрного на белый и обратно, то в новом стандарте время отклика определяется как время переключения только в одну сторону.

Разумеется, продиктовано такое изменение методики измерений в первую очередь маркетинговыми соображениями – из принципа работы RTC понятно, что по крайней мере на существующих панелях он не сможет ускорить переходы между чёрным и белым, а потому, при измерениях согласно ISO 13406-2, время отклика от наличия RTC зависеть никак не будет. Но при этом необходимо дать понять покупателю, что новые мониторы быстрее старых – а значит, надо либо разъяснять значение термина "RTC" (и, соответственно, почему новый 8 мс монитор с RTC намного быстрее старого 8 мс монитора без RTC), либо попросту ввести новую методику измерения времени отклика, которая давала бы выигрыш именно на новых мониторах.

Надо сказать, что к выбранному производителями решению – ввести новую методику измерений – я отношусь положительно. Несмотря на то, что этот шаг продиктован в первую очередь маркетинговыми основаниями, он выглядит логично и с технической точки зрения – во-первых, новые мониторы при практическом использовании, когда важно время отклика на полутонах, действительно значительно быстрее старых; во-вторых, такое представление времени отклика даёт потребителю значительно лучшее представление о реальных характеристиках монитора.

Не обошлось, впрочем, и без подвоха – заключается он в слове "среднее". Нетрудно заметить, что при такой методике измерения, скажем, монитор, имеющий на всех переходах время отклика 15 мс, и монитор, имеющий на одной половине переходов время отклика 27,5 мс, а на другой – 2,5 мс (пример, конечно, чисто теоретический) будут иметь совершенно одинаковое среднее время отклика. Иначе говоря, усреднение уничтожает всю информацию о том, как именно распределялось время отклика по различным переходам – а в некоторых случаях она может оказаться важной (ниже будет рассмотрен один из таких случаев). Конечно, хотелось бы видеть в технических характеристиках мониторов хотя бы приблизительные графики времени отклика монитора для всех возможных переходов, но, боюсь, это ещё долго останется лишь мечтой.
До сих пор в своих статьях я публиковал лишь двумерные графики времени отклика, на которых отображались переходы с чёрного на различные градации серого и обратно, а переходы между двумя градациями серого при тестировании не учитывались. Такая методика не даёт абсолютно полной информации о матрице, однако на практике предоставляемых ею данных более чем достаточно, чтобы оценить реальное быстродействие монитора. Тем не менее, к этой статье программная часть системы для измерения времени отклика была доработана – теперь она позволяет проводить измерения времени переходов между произвольными оттенками серого и строить по их результатам объёмные (трёхмерные) гистограммы.

Ниже приведена такая гистограмма для монитора Viewsonic VG712s (17" TN+Film-матрица без RTC). На вертикальной оси отложено время в миллисекундах, на левой горизонтальной оси – уровень серого, с которого начинается переключение (от 0 до 255 с шагом 32), на правой горизонтальной оси – уровень серого, на котором переключение заканчивается. То есть, скажем, если нас интересует переключение с чистого чёрного ("0") на светло-серый ("192"), то ему будет соответствовать самый дальний столбец светло-голубого цвета. По диагонали гистограммы по понятной причине стоят нули, также нули стоят на переходах между наиболее светлыми тонами – 224-255 – по той причине, что мониторы тестировались при максимальной контрастности и яркости, когда часть светлых оттенков сливаются, а потому между ними либо вообще нет разницы, либо она слишком мала для проведения измерений с приемлемой точностью.


Да, время отклика TN+Film-матрицы не впечатляет. "Быстрые" переходы на белый цвет теряются из виду в дальнем правом ряду гистограммы – их целиком скрывают высокие столбцы медленных, более 20 мс (а местами и более 30 мс) переходов между полутонами среднего уровня. Не спасает положение и низкая, но узенькая линеечка переходов с серого на чёрный вдоль левого края гистограммы. Что, как говорится, и требовалось доказать – TN+Film матрицы, несмотря на красивые заявленные цифры, имеют весьма невысокое реальное быстродействие.


Но, стоит нам взять Viewsonic VX724 – монитор на в общем-то такой же TN+Film-матрице, но уже со схемой RTC, как картина принципиально меняется – все столбцы резко опускаются вниз (для удобства сравнения гистограммы выполнены в одинаковом масштабе). Максимальное зафиксированное время отклика равно 13,8 мс, а минимальное – всего 2,0 мс.


К сожалению, такая картина наблюдается не на всех мониторах с RTC – выше приведены результаты измерения времени отклика на Samsung SyncMaster 760BF, также собранном на TN+Film матрице. Как Вы видите, хотя гистограмма сильно отличается от таковой для монитора без RTC, но всё же отдельные переходы занимают весьма значительно время, вплоть до 30 мс. Впрочем, если высчитывать среднее или интегральное время отклика – разумеется, оно будет значительно меньше, чем на любой обычной TN+Film матрице, без схемы RTC.


Следующий тип матриц – многострадальные PVA, в лице монитора Samsung SyncMaster 194T (монитор без RTC). Многострадальные они в основном в контексте данной статьи – с точки зрения времени отклика PVA отличаются неумеренной медлительностью при переключении с чёрного на тёмно-серый, время отклика в таких условиях может достигать 100 мс и даже больше, что делает их фактически неприемлемыми для многих игр. Гистограмма подтверждает полученные в предыдущих тестированиях данные – время переключения с чёрного на тёмно-серый составило аж 90 мс и плавно спадало по мере "посветления" оттенков. Да, на переходах с серого на чёрный и с серого на белый монитор весьма быстр – но, увы, среднее его быстродействие будет довольно печально.


А это – та же самая PVA-матрица, но уже с RTC. Разницу трудно не заметить – инженерам Samsung не удалось справиться только с самым высоким пиком, который практически не изменился. Расположенный справа от него второй пик ощутимо уменьшился в высоте, а времена отклика на прочих переходах вместо привычного для PVA плавного снижения находятся на примерно одинаковом уровне – около 12 мс, а местами и ниже. К сожалению, монитора на MVA-матрице с RTC для сравнения с PVA на момент проведения тестирования у нас не было.


И, наконец, S-IPS-матрица в лице монитора LG Flatron M173WA – несмотря на то, что для монитора заявлено время отклика "12 ms g-t-g", матрица в нём не использует RTC, это самый обычный 25 мс S-IPS, лишь промаркированный по новой моде. С одной стороны, график подтверждает тезис о том, что 25 мс S-IPS вполне способен на равных конкурировать с быстрыми TN+Film-матрицами (сравните с графиком Viewsonic VG712s – в среднем они весьма похожи), но, с другой стороны, по времени отклика никакой конкуренции с TN+Film-матрицами с RTC S-IPS уже выдержать не может. Впрочем, выбор у поклонников S-IPS невелик – мониторов с RTC на этом типе матриц в продаже пока нет.

В общем же можно сделать вывод, что трёхмерные гистограммы никакой дополнительной информации относительно двумерных графиков не несут – все выводы, которые можно из них сделать (о несоответствии паспортной и реальной скоростей TN+Film, о низкой скорости PVA на некоторых переходах и о примерном паритете по скорости между S-IPS и TN+Film), вполне однозначно следовали и из двумерных графиков. Кроме того, на трёхмерных гистограммах крайне трудно сравнивать мониторы друг с другом, а потому в дальнейшем я сохраню традицию основные данные приводить в двумерных графиках времени переходов с чёрного на серый и обратно, а трёхмерные буду при возникновении такой необходимости приводить в иллюстративных целях.

Закончив с теорией, перейдём к рассмотрению конкретных мониторов с компенсацией времени отклика. Перед этим лишь ещё замечу, что использование схем компенсации времени отклика влияет только на подвижные изображения – на статичную картинку (на цветопередачу, углы обзора, контрастность и так далее) оно не оказывает ровным счётом никакого влияния. Поэтому, если взять старый монитор без RTC и вставить в него ту же самую матрицу, но с RTC, то не изменится ничего, кроме времени отклика.
Два из трёх типов матриц, в мониторах с которыми уже используются схемы RTC – TN+Film и PVA – выпускаются с диагональю как 17", так и 19", а потому большинство производителей представило новые мониторы сразу парами. Модели в такой паре друг от друга отличаются фактически только диагональю экрана, а потому ниже они будут рассматриваться вместе. Исключение составляют мониторы на MVA-матрицах – производитель последних, AU Optronics, ориентируется на диагонали от 19" и выше.

Samsung SyncMaster 173P+ и SyncMaster 193P+




В наших статьях уже рассматривались мониторы SyncMaster 173P и SyncMaster 193P, отличающиеся от 173P+ и 193P+ в первую очередь наличием в последних двух схем компенсации времени отклика.
На этот раз оба попавших в нашу лабораторию монитора были чёрного цвета – алюминиевые передняя панель и подставка выкрашены в матовый чёрный цвет, за исключением кромок, которые так и остались полированными, остальные же детали корпуса изготовлены из гладкого блестящего чёрного пластика. Выглядят мониторы великолепно, но при этом и работать за ними удобно – все окрашенные передние поверхности матовые и не дают бликов, а полированные кромки достаточно узки, чтобы не отвлекать взгляд от экрана. Как тут не вспомнить недобрым словом многих производителей мониторов, могущих выделиться разве что контрастной раскраской да хромированными вставками...


Конструктивно эти два монитора являются полными аналогами своих предшественников, не имевших "плюса" в названии – подставка оснащена двумя шарнирами и позволяет разворачивать экран практически как угодно, а видеовходы и разъём питания расположены на её задней части.


Единственная имеющаяся на мониторе кнопка – сенсорная кнопка питания, она же (при длительном нажатии) кнопка переключения входов – при работе подсвечивается неярким синим светодиодом. Всё управление монитором производится с помощью утилиты MagicTune, которую я уже подробно описывал в статье, посвящённой SyncMaster 173P. Здесь я приведу лишь один полезный совет: в нашем случае вместе с мониторами поставлялась MagicTune версии 3.6, занимавшая после установки на винчестере немалые 293 Мбайта. Как оказалось, большая часть этого места приходится на dll- и chm-файлы, которые представлены сразу для всех поддерживаемых программой языков. Если же оставить файлы только для нужного Вам языка (обратите внимание, что в настройках программы он должен быть выбран заранее, до удаления ненужных файлов), то занимаемое программой место сокращается до куда более скромных 36 Мбайт.
Кроме того, в одной из предыдущих статей я уже упоминал об утилите DDCcontrol, позволяющей управлять этими мониторами также и из-под Linux'а. К настоящему моменту утилита изрядно окрепла – она обзавелась графическим интерфейсом (Gtk+) и апплетом для GNOME Panel, а также поддержкой большого количества мониторов, включая и 173P+/193P+ (полный список поддерживаемых мониторов и видеокарт можно найти на странице проекта в документации к текущей версии).


Увы, время отклика SyncMaster 173P+ не слишком порадовало – практически такая же кривая с сильным уходом вверх на тёмных оттенках, что и у обычной PVA-матрицы.


И действительно, сравнение с обычным SyncMaster 173P (на графике для простоты указано только время зажигания пикселя) показывает, что время отклика хоть и улучшилось, но довольно-таки слабо.
Тем не менее, схема RTC в мониторе есть и работает, что хорошо видно на осциллограммах. Ниже приведена одна из них – график изменения яркости пикселя при переключении с чёрного на 50-процентный серый (цвет RGB:{128;128;128}:


Обратите внимание на то, как быстро в самом начале растёт яркость. Однако, примерно через 15 мс после начала роста он переходит в небольшую горизонтальную "полку", а затем – в привычный для PVA медленный подъем. Для сравнения я приведу осциллограмму точно такого же перехода на SyncMaster 173P:


Как видите, нет в мониторе RTC – нет и никаких переломов на графике, яркость пикселя растёт плавно. Итак, во-первых, RTC в SyncMaster 173P+ действительно есть, это немедленно следует из характерного вида осциллограмм; во-вторых, RTC в нём действует недостаточно агрессивно – величина разгонного импульса явно занижена, и он заканчивается значительно раньше, чем пиксель достигнет нужного состояния (на осциллограмме выше момент окончания быстрого роста на 15-й миллисекунде – это как раз и есть момент окончания импульса RTC); в-третьих, визуально смазывание на 173P+ будет не только меньше, чем на 173P, но и выглядит немного иначе – яркость пикселя быстро нарастает до где-то двух третей от необходимой, а дальше уже меняется медленно. Это немного похоже на послесвечение на ЭЛТ-мониторах, где за белым объектом, движущимся по чёрному фону, тянется слабо светящийся, но относительно длинный след.


А вот у 193P+ улучшение видно сразу! Хоть на тёмных оттенках он всё ещё довольно медленный (особенно наглядно это видно на приведённой во "Введении" трёхмерной гистограмме), но при увеличении яркости оттенков время отклика спадает не плавно, как у старого 193P, а довольно резко – и в результате на большинстве оттенков время зажигания не превышает 15 мс, а в минимуме опускается ниже 9 мс (кстати, обратите внимание, что для мониторов с RTC минимум времени отклика совершенно не обязан совпадать с переключением "чёрный-белый").

Обещанного выше графика ошибок схемы RTC для этих двух мониторов не будет – дело в том, что при переходах между чёрным и различными уровнями серого никаких ошибок и не было (под ошибкой здесь понимается только завышение уровня разгонного импульса, приводящее к артефактам в виде светлых полос, описанных выше). Более детальное исследование показало, что и на переходах между различными уровнями серого ошибки хоть и появляются, но они весьма невелики – в основном на уровне менее 10%. Максимальная зафиксированная ошибка RTC составила 16%. Таким образом, нельзя сказать, что обошлось вообще без характерных для схем компенсации времени отклика артефактов, но при обычном использовании монитора они будут практически незаметны – если специально не приглядываться.


Samsung SyncMaster 173P+

Гамма-кривые на SyncMaster 173P+ выглядят очень неплохо, за исключением одного момента – монитор не различает часть наиболее тёмных оттенков синего цвета, соответствующая кривая в этом месте просто "ложится" на горизонтальную ось графика. В остальном претензий к монитору нет.


Samsung SyncMaster 193P+

У старшей модели дела обстоят хуже – сильно занижен показатель гамма-компенсации, в результате чего при настройках по умолчанию изображение выглядит белёсым и невзрачным. Выбирая монитор при покупке, обратите внимание, что у 193P+ есть возможность подстройки гамма-компенсации – при установке её на +0,3...+0,5 цветопередача монитора становится значительно ближе к идеалу.
Передача градиентных заливок у обоих мониторов одинакова – при настройках по умолчанию всё выглядит идеально, но, увы, при уменьшении контрастности или яркости (которая в этих моделях, очевидно, регулируется матрицей) на них появляются хоть и не слишком ярко выраженные, но всё же заметные поперечные полосы.


Цветовая температура у 173P+ настроена достаточно неплохо – большой разницы между температурами разных оттенков серого нет.


Чуть хуже дела обстоят у 193P+ – здесь разница между минимальной и максимальной температурами (при неизменных установках в меню монитора) может достигать 2000K, что уже достаточно много, хоть и не смертельно.


Оба монитора продемонстрировали примерно одинаковую яркость (старшая модель немного ярче, но разница в общем непринципиальна) и контрастность. Последняя достаточно неплоха на фоне мониторов на TN+Film-матрицах, для которых типичный уровень чёрного колеблется в районе 0,7...0,9 кд/кв.м, однако, как мы знаем из предыдущих тестирований самсунговских мониторов, PVA-матрицы способны показывать и куда лучшие цифры – хотя необходимо отметить, что предшественник этих мониторов, SyncMaster 193P, также демонстрировал не слишком высокую контрастность, сильно уступая моделям SyncMaster 910T и 920T. Вероятно, здесь также негативно сказалась регулировка яркости матрицей, а не лампами подсветки – в 910-х и 920-х моделях, в отличие от 193-х, яркость регулируется лампами.

Итак, если говорить об основной теме статьи, то есть о компенсации времени отклика, то SyncMaster 173P+ и 193P+ оставляют двоякое впечатление: с одной стороны, эти мониторы заметно быстрее своих предшественников, но, с другой стороны, назвать их однозначно быстрыми всё же нельзя – на наиболее тёмных оттенках время отклика по-прежнему велико. С точки же зрения дизайна и характеристик статичного изображения (цветопередачи, яркости и контрастности, углов обзора и так далее) эти модели не принесли ничего нового – от предшественников они отличаются только наличием RTC, а RTC не оказывает ровным счётом никакого влияния на неподвижное изображение.

Samsung SyncMaster 970P




Жизненный путь новых моделей 173-й и 193-й серий оказался недолог – дискуссии в многочисленных форумах о том, можно ли наконец играть на мониторах с PVA-матрицами, были в самом разгаре, когда пришла новость: и 173P+, и 193P+ в скором времени будут сняты с производства, а на смену им придут модели SyncMaster 770P и SyncMaster 970P с ещё более уменьшенным временем отклика.
На тестирование в нашу лабораторию к моменту подготовки этой статьи попала только старшая модель, 970P – однако, большую часть её результатов можно уверенно перенести и на SyncMaster 770P, ибо эти два монитора составляют такую же пару, как и рассмотренные выше 173P+ и 193P+, отличаясь в основном диагональю экрана.
SyncMaster 970P выполнен в совершенно новом корпусе, до того не встречавшемся ни у одного монитора от Samsung.


Если в 193P+ передняя панель была алюминиевой (в случае с моделями красного, синего или чёрного цвета – из окрашенного алюминия), то в 970P весь корпус выполнен из гладкого белого пластика с декоративными вставками светло-серого цвета, никаких металлических деталей в нём нет – даже кнопка включения питания потеряла свою хромировку и сделана теперь из прозрачной пластмассы.

К довольно-таки массивной прямоугольной подставке крепится длинная складная "нога" – если раньше она имела в своём составе два шарнира, один в месте крепления подставки, а второй – в месте крепления корпуса собственно монитора, то теперь появился третий шарнир, расположенный ровно посередине. Благодаря этому 970P избавился от известного недостатка 193P+ – если у последнего диапазон регулировок высоты экрана был довольно ограниченным, плюс к тому же регулировка высоты обязательно сопровождалась перемещением экрана вперёд-назад, то 970P позволяет менять высоту в ничуть не меньших пределах, чем мониторы с классическими подставками. При этом, как и у 193P+, можно развернуть экран горизонтально или вообще вверх ногами, полностью сложить монитор, закрепить его на стене, повернуть в портретный режим...
Из органов управления по-прежнему присутствует лишь кнопка включения питания, расположенная теперь по центру подставки и выполненная, как уже говорилось выше, из прозрачной пластмассы. При работе кнопка подсвечивается синим светодиодом. Этой же кнопкой можно переключать входы монитора – для этого надо удерживать её нажатой несколько секунд; все остальные операции по настройке монитора придётся проводить с помощью программы MagicTune (как минимум версия 3.6 благополучно с 970P работает). К сожалению, вышеупомянутая утилита DDCcontrol пока что не умеет работать с 970P, поэтому пользователям Linux'а, решившим приобрести себе данный монитор, стоит либо подождать новой версии, либо, если монитор уже стоит у Вас на столе, самим связаться с авторами проекта и помочь им добавить поддержку 970P – для этого надо выполнить в консоли команду "LANG= LC_ALL= ddccontrol -p -c -d" и послать выданные ею данные в список рассылки DDCcontrol по адресу ddccontrol-users@lists.sourceforge.net.


Отдельные интерес – и в некотором смысле недоумение – вызывает реализация разъёмов для подключения монитора. Если в 193P+ они были расположены в задней части подставки, то в 970P к подставке крепится своеобразный несъёмный "хвостик", на конце которого расположена коробочка с разъёмами питания и DVI-I (к которому можно подключить как цифровой интерфейс DVI-D, так и – через переходник – аналоговый D-Sub). Смысл этого решения мне совершенно непонятен – во-первых, подставка монитора крупнее, нежели у 193P+, а потому я не вижу никакой проблемы в размещении разъёмов непосредственно на её задней стенке; во-вторых, никакого дополнительного удобства такая выносная коробочка не предоставляет – отцепить от монитора её нельзя, никакого собственного крепежа куда бы то ни было у неё нет, а длина шнурка составляет всего около 20 см. Да и внутри самой коробочки нет ровным счётом ничего, кроме двух разъёмов...

Таким образом, я затрудняюсь дать оценку дизайну SyncMaster 970P по сравнению с предшественниками – в нём есть как сильные стороны (например, регулировка высоты экрана в больших пределах), так и недостатки (непонятного назначения выносная коробочка с разъёмами, весьма крупная подставка, использование пластика вместо алюминия...). Так что с этой точки зрения выбор между 193P+ и 970P – вопрос личных пристрастий, никаких однозначных рекомендаций тут дать не получается.

Однако, давайте перейдём к результатам тестов. Формально для этого монитора заявлено среднее время отклика 6 мс, что на 2 мс меньше, нежели у SyncMaster 193P+. И действительно, измерения показывают, что схема RTC в 970P настроена более агрессивно:


Монитор по-прежнему не слишком быстр на наиболее тёмных оттенках, но вот спад времени отклика при переходе к более светлым происходит почти мгновенно, после чего время отклика меняется слабо. Если сравнить 970P и 193P+ – первый выходит однозначным победителем.
Увы, но платой за это стало увеличение ошибок RTC. Ниже представлен график ошибок RTC, выраженных в процентах превышения яркости пикселя в момент переключения над номиналом, при переключении с чёрного на различные уровни серого:


Нельзя сказать, что эти ошибки критичны – в максимуме кривая доходит всего лишь до 17%, что довольно-таки мало – но они всё же есть. Соответственно, и артефакты RTC на 970P будут заметны немного больше, нежели на 193P+ – такова цена меньшего времени отклика.
В порядке исследования поведения монитора с RTC в разных режимах я также снял график времени отклика при частоте кадровой развёртки 75 Гц (в остальных случаях все тестируемые нами мониторы работают на стандартной для ЖК частоте 60 Гц) – и был немало удивлён его сильным изменением по сравнению с приведённым выше:


График стал весьма напоминать результат SyncMaster 173P+ – монитор изрядно "затормозился", а спад времени отклика от тёмных тонов к светлым стал существенно более пологим, напоминающим обычную PVA без компенсации времени отклика (разумеется, лишь напоминающим по своей форме – всё же обычная PVA даже в такой ситуации работает заметно медленнее). Одновременно исчезла и большая часть ошибок RTC – впрочем, это понятно, так как из графика совершенно очевидно, что величина разгонного импульса явно слишком мала, так откуда же взяться ошибкам? Отмечу, что во всех тестах монитор подключался к цифровому выходу видеокарты.
В остальном же SyncMaster 970P оказался весьма похож на своего предшественника. Как и у 193P+, при настройках по умолчанию показатель гамма-компенсации занижен, изображение белёсое, выцветшее:


Исправляется это увеличением гаммы в настройках монитора.
У монитора очень неплохая равномерность подсветки и стандартные для PVA-матриц углы обзора – большие, практически равные 180 градусам по контрастности, но при этом с заметным изменением цветопередачи при отклонении уже на 40-45 градусов от нормали. Градиентные заливки также воспроизводятся идеально при настройках по умолчанию, но покрываются поперечными полосами, стоит только уменьшить яркость или контрастность монитора.


Практически идентичны и результаты замеров цветовой температуры на разных оттенках серого и при разных настройках монитора – за тем разве что исключением, что в целом изображение на 970P немного холоднее, нежели на 193P+. Впрочем, разница составляет всего лишь 200...500K, что невооружённым глазом почти и не заметно.


Контрастность у 970P, к сожалению, оказалась ещё ниже, чем у 193P+, и фактически сравнялась с показателями TN+Film-матриц. И действительно, если вывести на экран чёрный фон – даже при дневном освещении (что уж говорить про работу в темноте!) видно, что на самом деле он тёмно-серый, а никакой не чёрный.

Подводя промежуточный итог, можно сказать, что 970P отличается от 193P+ по сути только более агрессивным RTC и новым дизайном корпуса, поэтому, если Вас устраивает время отклика и внешний вид 193P+, какого-либо смысла менять его на 970P нет. Тем же, кто приобретает новый монитор, наоборот, стоит обращать внимание сразу на 970P – впрочем, скорее всего, 193P+ в ближайшем будущем исчезнет с полок магазинов.

Из недостатков же стоит отметить отдельные странные и оставшиеся мною непонятыми моменты в дизайне монитора, невысокую по меркам PVA-матриц контрастность, а также увеличившиеся по сравнению с 193P+ артефакты в работе RTC. Впрочем, последние всё равно достаточно малы и каких-либо серьёзных неудобств не доставляют. При этом, несмотря на заметное снижение среднего времени отклика, монитор по-прежнему весьма медленно реагирует на переключение между наиболее тёмными тонами.
Также пользователям SyncMaster 970P стоит обратить внимание на разницу в скорости реакции при различных значениях кадровой развёртки – в наших тестах при работе на частоте 60Гц монитор оказался существенно быстрее, чем на частоте 75 Гц. С другой стороны, если максимальная скорость Вам не нужна, а от артефактов RTC хотелось бы избавиться, имеет смысл поставить развёртку как раз на 75 Гц.

Samsung SyncMaster 730BF и 930BF




Разумеется, использование схем RTC не ограничилось мониторами на базе PVA-матриц, хотя, конечно, наибольшую пользу принесло именно в их случае – ведь очень большое время отклика на переходах между промежуточными полутонами являлось основной проблемой PVA. Одновременно с рассмотренными выше 173P+ и 193P+ в продаже появились и модели на базе TN+Film-матриц с компенсацией времени отклика от различных производителей – Samsung, BenQ, Viewsonic... Одними из первых в нашу лабораторию попали модели 730BF и 930BF от Samsung.
Как и в случае с рассмотренными выше парами 173P+/193P+ и 770P/970P, мониторы SyncMaster 730BF и 930BF фактически отличаются только размерами экрана – в обоих используются одинаковые матрицы, заявлены одинаковые параметры (включая среднее время отклика 4 мс), мониторы обладают одинаковыми возможностями настройки и выполнены в одинаковых корпусах. По этой причине их я также буду рассматривать вместе.


Мониторы 930BF и 730BF выполнены в привычных для недорогих моделей от Samsung корпусах из матового чёрного пластика с матовой же серебристой декоративной окантовкой. Изменения по сравнению со схожими по позиционированию моделями 710-й и 713-й серий незначительны – сменилось расположение и внешний вид блока с кнопками управления, да в серебристый цвет теперь выкрашена не вся передняя панель монитора, а только окантовка по бокам корпуса.


Кнопки управления расположены по центру нижней грани корпуса на небольшом прямоугольном выступе. Предусмотрен быстрый доступ к функции MagicBright (предоставляющей пять предустановленных вариантов настройки монитора), к регулировке яркости, переключению входов и автоподстройке. Кнопка включения питания расположена справа – это небольшое преимущество по сравнению с некоторыми старыми моделями, где расположенная строго по центру кнопка питания иногда случайно попадала под палец при настройке монитора, при работе рядом с ней через круглое отверстие в корпусе светится неяркий зелёный светодиод. Экранное меню монитора совершенно стандартно для современных моделей от Samsung, и, разумеется, при желании можно управлять монитором из-под Windows при помощи утилиты MagicTune.


Монитор имеет как аналоговый, так и цифровой входы, а также встроенный блок питания. В отличие от 970P, здесь для разных входов используются два отдельных разъёма – D-Sub для аналогового сигнала и DVI-D для цифрового (в отличие от универсального разъёма DVI-I в 970P, подключить к нему аналоговый кабель невозможно в принципе). В нашем тестировании монитор подключался к цифровому выходу видеокарты.


Выше приведён график времени отклика для SyncMaster 930BF – для младшей модели он выглядит совершенно точно также. Действительно, здесь мы видим работу RTC во всей красе – на любых переходах между промежуточными оттенками время отклика меньше, чем на переходе между чёрным и белым (на котором оно чуть больше 10 мс). Если аналогичные матрицы без RTC в максимуме демонстрировали время отклика в районе 23-27 мс, то здесь же оно в несколько раз меньше – если не рассматривать переход чёрный-белый-чёрный, который оказался самым медленным, то суммарное время отклика не превышает 7 мс.
Увы, но цена, которой достались столь впечатляющие показатели, на мой взгляд непомерно высока:


Это график ошибок RTC для монитора 930BF (для 730BF он выглядит практически также) – как Вы видите, промахи достигают десятков процентов, что по сравнению с рассмотренным выше 970P – катастрофический результат. В результате даже в Windows, не говоря уж о фильмах или играх, при перемещении окон (особенно при пониженной яркости и контрастности) отлично видно, как за буквами тянется белый след:


Эффект не приходится специально искать, он виден невооружённым глазом при обычном использовании монитора и оставляет весьма неприятное впечатление, мешая как работать, так и играть.
Если же говорить только о статичном изображении, то эти два монитора ничем не отличаются от большинства других моделей на TN+Film-матрицах. Градиентные заливки монитором воспроизводятся без каких-либо проблем, углы обзора – стандартные для этого типа матриц (иначе говоря, хотелось бы, чтобы как минимум по вертикали они были бы больше). Разве что подсветка не отличается равномерностью – вдоль верхней и нижней границ экрана даже при нормальном дневном освещении на черном фоне видны неширокие, но отчетливые светлые полосы – но и это для TN+Film не такая уж редкость.


Гамма-кривые и у 730BF, и у 930BF выглядят практически одинаково, поэтому я привожу только один график, снятый на 19" модели при настройках по умолчанию. Монитор откалиброван неплохо, но чуть-чуть завышена контрастность – это видно по характерному изгибу кривых в верхней правой части графика. Стоит снизить контрастность хотя бы на несколько процентов, как он пропадает, при этом вид кривых в других частях графика не меняется. Каких-либо проблем с пропаданием тёмных тонов при снижении яркости или контрастности замечено не было.


А вот настройка цветовой температуры у этих двух мониторов сильно отличалась – если на 930BF всё более-менее благополучно, и значения температуры для разных оттенков серого отличаются достаточно мало, то 730BF буквально рвался в голубую высь – его цветовая температура изрядно завышена. На практике хуже всего выглядит режим "Warm" – слишком заметна разница между белым цветом, имеющим характерный для низкой температуры красновато-жёлтый оттенок, и серым, перешагивающим аж выше 7000К, в область холодных синеватых оттенков. Пользоваться монитором в этом режиме без дополнительной калибровки весьма затруднительно. Примерно такая же разница в числах наблюдается и для режима "Normal" (по идее, он должен соответствовать температуре 6500K), но визуально в нём она не так бросается в глаза.


Показатели яркости и контрастности вполне типичны для хороших современных TN+Film-матриц. Отметить можно разве что тот факт, что у 730BF, судя по всему, немного выше яркость ламп подсветки – при примерно одинаковой с 930BF контрастностью у него ярче как белый, так и чёрный цвета.
Таким образом, основным и очень серьёзным недостатком мониторов SyncMaster 730BF и 930BF является крайне неаккуратная реализация RTC – промахи схемы достигают десятков процентов, в результате чего любое движущееся изображение изобилует артефактами. Промахи настолько заметны, что мешают не только в играх или фильмах, но даже и при обычной работе – за курсором мыши или перемещающимися окнами в Windows тянутся светлые, почти белые шлейфы, особенно хорошо заметные при снижении яркости и контрастности ниже номинальных (очевидно, слишком больших для работы – яркость белого при них составляет более 200 кд/кв.м, что вдвое выше рекомендуемого для работы с текстом). Из прочего можно отметить разве что неаккуратную настройку цветовой температуры у модели 730BF, однако на фоне проблем с RTC этот недочёт уже не играет существенной роли...

Samsung SyncMaster 760BF




SyncMaster 760BF (равно как и вариант с 19" матрицей – SyncMaster 960BF, который также появится в одном из наших ближайших обзоров), как и рассмотренный выше 730BF, построен на базе TN+Film-матрицы с технологией компенсации времени отклика.
Первое, что отличает монитор от предшественников – великолепный дизайн, чуть ли не превосходящий по производимому им эффекту "имиджевые" SyncMaster 770P/970P. Монитор сразу бросается в глаза, причём не за счёт каких-то контрастных чёрно-белых элементов, зеркальных вставок, сверхярких светодиодов или прочего "визуального мусора", а наоборот, за счет своей, как бы это парадоксально не звучало, неброскости, приятности для глаза. Корпус выполнен из гладкого белого пластика с декоративной вставкой светло-сиреневого цвета, почти не выделяющейся на белом фоне; подставка, напротив, в основном того же светло-сиреневого цвета, с белым обрамлением по краям.

Единственным недостатком такого исполнения является то, что белый пластик – блестящий, и в нём могут отражаться яркие объекты, расположенные у Вас за спиной (окна, лампы освещения и так далее). Впрочем, на практике в процессе тестирования я подобных неудобств не испытывал – блики действительно есть, но они достаточно малы и в работе не мешают; тем не менее, владельцам этого монитора при выборе места для его установки стоит обратить внимание на такую особенность.


Подставка монитора имеет подчёркнуто округлые формы, добавляющие монитору дополнительный шарм на фоне типовых угловатых конструкций. Функциональность её несколько ниже, чем у моделей 173P+/193P+ или, тем более, 770P/970P – портретный режим присутствует, экран можно опустить до уровня стола (точнее, чуть выше – мешает передний край подставки), но запрокинуть его назад или хотя бы расположить горизонтально, как у 173P+, уже не получается – максимальный угол отклонения составляет порядка 30 градусов от вертикали. Для транспортировки монитор складывается полностью, но – вперёд, а не назад.


Разъёмы расположены на задней части подставки, под её выступающей вверх частью, напоминающей ручку для переноски (впрочем, почему лишь "напоминающей"? Её действительно при желании можно использовать как ручку).


При этом, с одной стороны, подключать кабели достаточно легко – если смотреть на монитор строго сзади, то "ручка" оказывается выше разъёмов и ничуть не мешает, а с другой стороны, когда монитор уже стоит на столе, самих разъёмов почти не видно.
У монитора нет отдельного D-Sub разъёма, но это не означает, что подключение может быть только цифровым – используется универсальный разъём DVI-I, к которому можно подключить как цифровой кабель, так и переходник на обычный аналоговый D-Sub (такой кабель есть в комплекте с монитором). Блок питания – внешний, стандартный для мониторов Samsung 14-вольтовый источник.


Кнопка управления монитором – всего одна, это кнопка включения питания (по совместительству, ей же можно переключать входы между аналоговым и цифровым), все остальные настройки производятся исключительно с помощью утилиты MagicTune из-под Windows. Текущая версия линуксовой утилиты DDCcontrol, о которой я уже упоминал выше, ни 760BF, ни 960BF ещё не поддерживает. При работе кнопка питания подсвечивается синим светодиодом, имеющим очень умеренную яркость – что не может не радовать.


График времени отклика не имеет существенных отличий от такового для SyncMaster 730BF, да в общем и не должен – и для того, и для другого производителем заявлено среднее время отклика 4 мс.


А вот график ошибок схемы RTC выглядит, мягко говоря, впечатляюще... Здесь счёт идёт уже не на десятки, а на сотни процентов – обратите внимание, что мне пришлось даже изменить масштаб вертикальной шкалы, если раньше в максимуме она достигала 50%, то здесь – втрое больше.


Кроме того, измерение времени отклика на переходах между оттенками серого выявило интересную особенность – монитор оказался крайне нетороплив (вплоть до 32 мс!) при переключении между различными светлыми оттенками. Фактически создаётся впечатление, что на подобных переходах RTC не работает вообще – уж больно эти цифры похожи на полученные для обычной TN+Film-матрицы, без всякой компенсации времени отклика (соответствующий график я приводил в начале статьи). Но, к счастью, хотя бы ошибки RTC, впечатлившие меня на графике переходов с чёрного на серый, на переходах чёрный-серый оказались заметно меньше. Впрочем, "заметно меньше" ещё не означает, что ими можно пренебречь – они легко достигают 40...60%.

Увы, но я вынужден сделать вывод, что качественного изменения качества RTC по сравнению с SyncMaster 730BF не произошло – 760BF всё также демонстрирует промахи такой величины, что они мешают не только в играх, но даже и при обычной работе в Windows. Плюс к этому весьма странно выглядит поведение монитора при переключении между светлыми оттенками...


Гамма-кривые также весьма похожи на результаты 730BF и 930BF – в общем неплохо, но при настройках по умолчанию есть характерный изгиб в верхней правой части графика, означающий завышенную контрастность. При снижении контрастности этот изгиб полностью исчезает.


Цветовая температура настроена с явным уклоном в холодные оттенки – даже при установке значения "Warm" она колеблется вокруг 6500К, что по идее должно было бы соответствовать значению "Normal", но уж никак не "Warm". Да и разница между температурами различных градаций серого хоть и не смертельна, но всё же заметна.


По сравнению с предшественником, у 760BF яркость белого оказалась немного ниже, а яркость чёрного – напротив, немного выше, что и привело к снижению контрастности. Впрочем, снижение не критичное, контрастность находится на вполне допустимом для матриц этого класса уровне.
Итак, SyncMaster 760BF принципиально отличается от SyncMaster 730BF только дизайном корпуса – весьма изящным, надо отметить – да отсутствием кнопок управления. По своим же характеристикам эти мониторы весьма и весьма похожи, и главное – 760BF перенял самый серьёзный недостаток предшественника, крайне неаккуратную реализацию схемы RTC, артефакты от работы которой просто-таки бросаются в глаза. Увы, но это практически сводит на нет все достоинства данного монитора – он оказывается пригодным разве что для простой офисной работы, а зачем для офисной работы вообще нужен монитор с RTC? Будем надеяться, что в следующих моделях компании Samsung удастся справиться с этими проблемами – ведь удалось же с ними почти полностью справиться в мониторах на базе PVA-матриц.

Viewsonic VX724 и VX924




Разумеется, мониторы со схемами RTC выпустил не только Samsung, но и многие другие производители, в том числе и компания Viewsonic. По функциональности и, соответственно, позиционированию на рынке её модели VX724 и VX924 (опять же, отличающиеся практически только размером экрана) соответствуют рассмотренным выше Samsung 730BF и 930BF – простой корпус без каких-либо изысков и TN+Film матрица с заявленным средним временем отклика 4 мс (в последнее время стала также появляться цифра "3 мс" – по утверждениям Viewsonic, это результат не использования нового типа матриц, а лишь более точных измерений времени отклика, согласно которым производитель может утверждать, что среднее время отклика действительно не более 3 мс; таким образом, никакой разницы между мониторами с этикеткой "4 мс" и с этикеткой "3 мс" нет). Также иногда встречается цифра "5 мс" – но это не среднее время перехода с одной градации серого на другую, а время переключения между чёрным и белым (опять же, судя по всему, не суммарное время переключения в обе стороны, а среднее время переключения в одну сторону – если вспомнить, что у рассмотренных выше моделей Samsung полное время отклика равнялось примерно 10 мс, то, поделив его на два, как раз и получим эти же 5 мс).


Монитор выполнен в уже знакомом нашим постоянным читателям корпусе, часто используемом Viewsonic в недорогих моделях. Самым существенным его недостатком является отсутствие какой-либо регулировки высоты экрана при весьма высокой подставке. Владельцам низких кресел или, напротив, высоких столов это вряд ли придётся по вкусу – монитор может оказаться выше уровня глаз, что очень неудобно. По сравнению с 930BF, экран VX924 оказывается на четыре сантиметра выше, а экран VX724 по сравнению с 730BF – на целых пять сантиметров.


Монитор имеет как аналоговый, так и цифровой вход (выполненные в виде отдельных разъёмов), а также встроенный блок питания.


Кнопки управления находятся в нижней части передней панели и промаркированы традиционным для Viewsonic невнятным образом – вместо привычных для большинства производителей надписей "Menu" и "Select" или соответствующих иконок стоят подписи "1" и "2". Расшифровываются они непосредственно в нижней строчке экранного меню, внешний вид и возможности которого также совершенно типичны для мониторов Viewsonic:


В мониторе предусмотрен быстрый доступ к настройкам яркости и контрастности, а также к переключению входов. Автоподстройку же можно запустить только из меню монитора. Также стоит отметить, что при включении в меню настройки цветовой температуры sRGB полностью блокируются настройки яркости и контрастности.
При настройках по умолчанию градиентные заливки воспроизводятся относительно неплохо, хотя две-три поперечные полосы, которых бы не должно было быть, разглядеть можно. Однако, если уменьшить контрастность, количество полос увеличивается, а сами они становятся хорошо заметны. Подсветка матрицы достаточно равномерна – лишь приглядевшись, можно заметить, что в нижней и верхней частях экрана, у самого края матрицы есть чуть более светлые полоски.


График времени отклика выглядит необычно по сравнению со старыми мониторами без RTC, но вполне стандартно – для новых мониторов, он практически не отличается от графиков рассмотренных выше мониторов Samsung на TN+Film-матрицах.


График для VX724 отличается незначительно – линия, соответствующая времени зажигания пиксела, проходит немного выше, сохраняя при этом свою форму. На фоне выигрыша перед обычными TN+Film-матрицами это отличие непринципиально, и вряд ли найдутся пользователи, способные заметить его на глаз, даже сидя сразу перед обоими мониторами.


А вот график ошибок RTC наглядно демонстрирует превосходство над мониторами Samsung – всего один пик, достигающий 23,5%, по сравнению с почти 40% у SyncMaster 930BF или 150% (!) у 760BF...


Ещё лучше этот график выглядит у VX724 – здесь максимум лишь чуть-чуть превышает 10%. Впрочем, если посмотреть на карту переходов между различными уровнями серого, а не только между чёрным и серым, то там найдутся и значения ошибок порядка 60% – хотя по сравнению с мониторами от Samsung общий результат всё равно выглядит куда приятнее.
Благодаря маленьким ошибкам при переключении с чёрного на серый при работе в Windows, где превалируют именно такие переходы, заметить артефакты трудно, а сказать, что они мешают работе – и вовсе невозможно. Впрочем, в играх и фильмах артефакты также не бросаются в глаза, если специально не заниматься их поиском – в данном случае минус в виде возможных артефактов легко покрывается плюсом в виде отличного времени отклика монитора.


Если же посмотреть на гистограмму времён переходов между различными уровнями серого, то видно, что отсутствуют и замеченные на SyncMaster 760BF проблемы с переключением между светлыми тонами – график весьма равномерен, с максимумом в районе 14 мс (у 760BF, напомню, максимум приходился аж на 32 мс).
Таким образом, сильные артефакты RTC и большое время переключения между светлыми тонами – не общая проблема всех мониторов на TN+Film-матрицах, а лишь недоработка компании Samsung, не сумевшей отладить схему RTC до должного уровня. У мониторов от Viewsonic артефакты RTC выражены значительно меньше, а проблемы со светлыми тонами нет вовсе.


Гамма-кривые мониторов (выше приведён график VX924, но у VX724 он отличается несущественно) проходят ниже необходимого уровня – на практике это означает, что изображение будет выглядеть темнее и контрастнее, чем необходимо. При уменьшении яркости и контрастности в настройках монитора кривые немного приподнимаются, приближаясь к расчётной линии для gamma=2,2.


Качество настройки цветовой температуры у обоих мониторов среднее, хотя можно сказать, что старшая 19" модель настроена лучше – у неё меньше разница между температурами разных градаций серого. У младшей же модели особенно неудачно выглядит настройка на 5400К – если белый цвет действительно имеет такую температуру, то уже даже светло-серый вплотную приближается к 7000К.


По результатам замеров яркости и контрастности мониторы оказываются на среднем уровне, вполне стандартном для TN+Film-матриц. Интересно, что если у Samsung более яркой была 17" модель, то здесь – наоборот, при примерно одинаковой контрастности (кроме разве что настройки на уровень белого 100 кд/квм) старший VX924 оказался ярче, нежели VX724.
Итак, если к первым моделям мониторов Samsung на TN+Film-матрицах с RTC замечательно подходит выражение "первый блин комом", то опыт Viewsonic оказался существенно удачнее – её монитор демонстрируют время отклика не просто не хуже, а даже лучше, чем мониторы Samsung (здесь я учёл проблемы с переходами между светлыми тонами на последних), и при этом артефакты RTC хоть и присутствуют, но в глаза бросаются уже не так сильно – а в большинстве случаев и попросту незаметны. Впрочем, и то, и другое является следствием более аккуратной настройки RTC.
С точки же зрения воспроизведения неподвижных изображений эти мониторы ничем не отличаются от подобных моделей на таких же матрицах, но без RTC – и действительно, схема RTC может влиять только на движущееся изображение, а более ничего в мониторах фактически и не поменялось.

Заключение


В этой статье рассмотрены далеко не все новые мониторы с компенсацией времени отклика – к сожалению, пока не удалось протестировать модели от BenQ, построенные как на TN+Film, так и на PVA-матрицах, нет и моделей Viewsonic VP191 и VP930 на MVA-матрицах... Тем не менее, определённые выводы сделать уже можно.

Наибольшую пользу технология компенсации времени отклика принесёт – и уже приносит – технологиям PVA и MVA, для которых очень большое время отклика на переходах между полутонами всегда являлось серьёзной проблемой, делая эти мониторы пригодными фактически только для работы, но не для игр. Как мы видим, по крайней мере на новых моделях с PVA-матрицами, с помощью RTC удалось достичь очень существенного снижения времени отклика для большинства тонов, кроме самых тёмных – и, вероятно, по мере дальнейшего совершенствования схем RTC будет решена и эта проблема. Впрочем, уже сейчас можно наконец-то сказать, что мониторы на PVA-матрицах с RTC стали пригодны не только для работы, но даже и для многих динамичных игр – а это в сочетании с очень хорошими прочими параметрами (контрастностью, цветопередачей, углами обзора) и доступностью на рынке (в том числе и в 17" мониторах) делает их весьма и весьма интересным выбором для домашнего использования.

TN+Film-матрицы, последние несколько лет формально считавшиеся самыми быстрыми, наконец-то стали самыми быстрыми и реально – раньше этому мешало большое время переключения между промежуточными полутонами, достигавшее 25-30 мс. Теперь же, с использованием технологии RTC, эта проблема полностью решена – как видно на примере Viewsonic VX724 и VX924, максимальное время отклика снизилось вдвое, до 14 мс, а уж среднее время – и того больше (у матриц без RTC достаточно большое количество переходов попадало в диапазон времён отклика 25-30 мс, в то время как у матриц с RTC до 14 мс дотягивает уже заметно меньшее количество переходов). Однозначно опережают новые TN+Film и бывшего чемпиона по реальному быстродействию – S-IPS-матрицы.

Что же касается артефактов работы RTC, возникающих из-за не слишком точной его настройки, то даже сейчас ясно, что это явление – временное. На примере Samsung 193P+ и 970P мы увидели, как в новой модели при той же самой матрице удалось улучшить работу RTC, заметно уменьшив время отклика при весьма умеренных артефактах, а на примере Samsung 930BF и Viewsonic VX924 – как более аккуратно настроенная схема RTC привела к впечатляющему преимуществу мониторов Viewsonic как по времени отклика, так и возникающим артефактам.

Здесь будет уместно вспомнить историю появления "быстрых" 16 мс TN+Film-матриц (да, слово "быстрых" применительно к ним теперь точно можно писать разве что в кавычках...), которые отличались не только временем отклика, но и цветопередачей – они были 18-битными, в отличие от 24-битных 25 мс матриц. На первых порах качество изображения было попросту ужасным – полосатые градиенты, мизерные углы обзора и при этом – отсутствие серьёзного выигрыша по скорости у старых матриц (как вскоре выяснилось, в том числе и из наших обзоров, заявленных 16 мс эти матрицы достигали только на переходах чёрный-белый-чёрный). Однако со временем производители подтянули углы обзора, улучшили алгоритмы работы схем FRC, отвечающих за отображение 24-битного цвета на 18-битной матрице... и в результате в настоящий момент новые 16, 12 и даже 8 мс матрицы по своим параметрам не уступают старым 25 мс матрицам, а по времени отклика – даже и превосходят их, хоть и не так сильно, как обещают паспортные цифры.

Надо полагать, эта история повторится и с реализацией RTC – ведь сейчас мы видим только первое поколение подобных мониторов, но даже они уже обеспечивают заметно лучшее время отклика, хоть и ценой появления нового типа артефактов. По мере же совершенствования схемотехники и алгоритмов работы RTC можно надеяться, что время отклика будет уменьшаться, а артефакты если и не исчезнут совсем, то станут пренебрежимо малыми. Впрочем, даже в некоторых мониторах первого поколения – например, в рассмотренных выше моделях Viewsonic, а также в моделях Samsung на PVA-матрицах – положительный эффект от уменьшения времени отклика явно превосходит минусы от появления артефактов RTC, а потому новую технологию можно только приветствовать.


Монитор Samsung SyncMaster 970P любезно предоставлен московским представительством компании Samsung Electronics.