Рецепт бюджетного игрового компьютера: AMD A8-3870K Black Edition, разгон и Dual Graphics

Автор: Gavric
Дата: 26.03.2012
Все фото статьи

Введение


Компании AMD уже давно не удаётся заявить о себе как о разработчике высокопроизводительных процессоров для настольных компьютеров. Все последние новинки, сошедшие с конвейера этой фирмы, в лучшем случае могут претендовать лишь на проникновение в средний рыночный сегмент. Впрочем, это уже никого не удивляет. Лишь самые оголтелые фанаты не могут свыкнуться с мыслью о том, что AMD проиграла гонку за производительность.

В то же время отсутствие в ассортименте компании AMD процессоров, которые могут составить конкуренцию интеловским Core i7, ещё не означает, что её продукцию следует полностью списать со счетов. На протяжении последних нескольких лет AMD предлагает очень неплохой выбор в части недорогих решений, которые с точки зрения соотношения быстродействия и цены нередко превосходят продукты конкурирующего производителя. В частности, именно поэтому Socket AM3 процессоры, относящиеся к семействам Phenom II и Athlon II, были востребованы потребителями и хорошо продавались.

Но эра Phenom II и Athlon II постепенно подходит к концу. Лежащие в основе этих процессоров полупроводниковые кристаллы с микроархитектурой K10 «Stars», производимые по 45-нм технологии, уже не могут считаться актуальными и доживают свои последние месяцы. На смену им приходят принципиально новые 32-нм процессоры в Socket FM1-исполнении, относящиеся к семейству с кодовым именем Llano. По многим характеристикам они похожи на Athlon II, да и в основе их процессорных ядер лежит та же самая микроархитектура с минимальными изменениями, однако новые процессоры имеют принципиальное отличие – они снабжены встроенным графическим ускорителем.

Обычно пользователи с недоверием относятся к такому соседству. Действительно, если речь идёт о CPU, предлагаемых Intel, то встроенная в процессор графика не слишком продвинута по своим возможностям, и её производительности не хватает для полноценного игрового применения. Однако случай Llano – особенный. Эти процессоры относятся к принципиально новому классу устройств – APU (Accelerated Processor Unit) – они отличаются от обычных CPU с интегрированным видео явным смещением акцентов в сторону графической составляющей. В Socket FM1-процессорах, продвигаемых AMD, встроен ускоритель класса Radeon HD 6500, который совершенно не чета интеловским HD Graphics 2000/3000. Он совместим с DirectX 11 и может предложить гораздо более высокий уровень быстродействия. Именно поэтому представители семейства Llano могут быть интересны в качестве решений, объединяющих вычислительные и графические мощности в едином чипе, в гораздо большем числе ситуаций.

Мы задались вопросом, могут ли предлагаемые AMD для настольных компьютеров процессоры семейства Llano использоваться в основе игровых систем начального уровня. Хотя в прошлых тестированиях систем на их базе нам не удавалось получить удовлетворительный уровень быстродействия в современных играх в типичном для десктопов разрешении 1920x1080, теперь ситуация несколько изменилась. На рынке появилась более скоростная десктопная модификация Llano, процессор A8-3870K, который не только работает на повышенных тактовых частотах, но и подвержен простому разгону. В результате, у нас появилась надежда, что этот APU стоимостью $135 после определённых оверклокерских манипуляций сможет приемлемо выступать в игровой системе без внешней графической карты. Но даже если и не сможет, то поддерживаемая им технология Dual Graphics, объединяющая потенциал встроенной графики с мощностями дополнительной видеокарты, позволит получить необходимое число кадров в секунду в современных играх уж наверняка. Оба эти варианта представляют достаточно большой интерес, так как и в том, и в другом случае Socket FM1-системы имеют шанс оказаться дешевле платформ аналогичной производительности, но с компонентами Intel, которые в силу убогости (с точки зрения игровых применений) встроенной графики всегда нуждаются в отдельной и более дорогой видеокарте.

Таким образом, главными героями этой статьи станут две системы: основанная на процессоре A8-3870K и использующая его встроенное графическое ядро Radeon HD 6500 и базирующаяся на том же APU, но усиленная дополнительной видеокартой Radeon HD 6670, подключенной по технологии Dual Graphics.

Процессор AMD A8-3870K в подробностях


Процессор A8-3870K, ставший главным героем этого обзора, по сути, не несёт в себе ничего принципиально нового. Это точно такой же Llano, как и другие, выпущенные ранее представители серии A8, объединяющей в едином полупроводниковом кристалле четыре вычислительных ядра Husky и графическое ядро Sumo. Выпуская A8-3870K, AMD ставила перед собой задачу не столько увеличения производительности Socket FM1-систем, сколько придания им привлекательности с точки зрения разгонных возможностей.

Поэтому формальные характеристики новинки выглядят сильно похожими на спецификации A8-3850:


Фактически, речь идёт лишь о поднятии тактовой частоты вычислительных ядер на 100 МГц, которое можно трактовать как совершенно незаметное в реальных условиях изменение. В остальном, все характеристики A8-3850 и A8-3870K сходятся, так что неудивительно, что и рекомендованная цена на новый APU установлена в те же самые $135, что и для его младшего собрата.

Очевидно, более серьёзное увеличение тактовой частоты процессоров Llano было бы сопряжено с существенным ростом их тепловыделения и выходом за установленный для этой платформы 100-ваттный предельный тепловой пакет даже несмотря на то, что для производства полупроводниковых кристаллов этих CPU используется вполне актуальный 32-нм техпроцесс. Из-за этого AMD не имеет средств для наращивания производительности вычислительной части текущего поколения своих APU. Сколько-нибудь заметного прогресса в частотах Socket FM1 процессоров не происходит, и такая ситуация, очевидно, сохранится до выхода представителей поколения Trinity с новой микроархитектурой Piledriver. Микроархитектура K10, которая с минимальными изменениями перекочевала и в Llano, себя явно исчерпала.


Основное различие между вычислительными ядрами Llano и Propus состоит в изменившемся размере кэш-памяти второго уровня. На каждое ядро A8-3870K приходится по 1 Мбайту L2 кэша. В остальном же A8-3870K очень похож на Athlon II 640. Разница в чисто счётной производительности этих процессоров составляет не более 5-7 процентов (в пользу A8-3870K) и обуславливается вдвое большим объёмом кэш-памяти и набором косметических нововведений в ядре Husky: увеличением внутренних буферов и внедрением отдельного блока для выполнения целочисленных делений.

Гораздо интереснее взглянуть на встроенное в A8-3870K видеоядро Sumo, воплощённое в виде графического ускорителя Radeon HD 6550D.


Встроенное в A8-3870K видеоядро характеризуется наличием 400 процессоров с VLIW5-архитектурой. Учитывая, что рабочая частота этого ядра установлена в 600 МГц, мы имеем интегрированный в процессорный полупроводниковый кристалл аналог видеокарты Radeon HD 5570. Который, впрочем, лишён собственной видеопамяти, и использует для своих нужд часть системной.

Разгон AMD A8-3870K


Спецификации AMD A8-3870K не преподнесли никаких сюрпризов. Это – совершенно обычный четырёхъядерный представитель семейства Llano. Особенность этого процессора в другом, она выражается присутствием в модельном номере суффикса «K» и тем, что A8-3870K относится к серии Black Edition. Иными словами, этот процессор – оверклокерский, в нём разблокированы отвечающие за рабочие частоты множители.

Это – серьёзное преимущество A8-3870K перед предшественниками, потому что разгон Socket FM1 процессоров через повышение частоты базового тактового генератора обычно сопряжён с серьёзными проблемами. Их корень состоит в использовании одной и той же опорной частоты как для задания скоростей работы вычислительных и графического ядер процессора, так и для тактования встроенных в набор системной логики контроллеров. В результате, разгон через увеличение базовой частоты часто приводит к отказам в работе SATA-устройств в режиме AHCI, а также D-Sub и HDMI-выводов на материнских платах. A8-3870K этим проблемам не подвержен, потому что его оверклокинг не требует изменения опорной частоты.

Напомним, процессоры Llano имеют три основные частоты, которые прямо влияют на производительность и которые имеет смысл увеличивать. Это:

Тактовая частота вычислительных ядер CPU;
Частота графического ядра;
Частота работы DDR3-памяти.

A8-3870K предлагает беспрепятственное изменение двух из трёх этих частот. Частота вычислительных ядер варьируется за счёт незаблокированного коэффициента умножения процессора, который доступен для изменения с шагом 1 в пределах от 8x до 47x. То есть, учитывая, что в Socket FM1-системах используется значение BCLK 100 МГц, для A8-3870K теоретически может устанавливаться любая тактовая частота со 100-мегагерцовой дискретностью.

Рассматриваемый процессор позволяет произвольно менять и частоту графического ядра. Однако в данном случае используется более сложная схема – эта частота формируется делением итоговой частоты процессора на собственный коэффициент, изменяемый с шагом 0.25. Поэтому дискретность изменения частоты GPU переменна и зависит от разгона процессора.

За частоту работы памяти у A8-3870K также отвечает отдельный множитель, однако он изменяется в весьма ограниченных пределах. Как и все остальные Llano, A8-3870K поддерживает лишь DDR3-1067, DDR3-1333, DDR3-1600 и DDR3-1867 SDRAM. Это означает, что контролер памяти предлагает для установки частоты DDR3 на выбор только четыре значения множителя: 10.66х, 13.33х, 16.0х и 18.67х. Иными словами, даже для относящегося к серии Black Edition процессора A8-3870K предельно достижимый без изменения частоты BCLK режим функционирования памяти, это – DDR3-1867 SDRAM. Для полноценного же разгона памяти необходимо прибегать к увеличению BCLK выше штатных значений.

Всё сказанное отображено на следующей схеме.


Переходя от теории к практике, заметим, что процессоры Llano с заблокированными множителями нам удавалось разогнать примерно до 3.5 ГГц с симметричным увеличением частоты встроенной графики примерно до 870 МГц. Правда, учитывая, что такой разгон выполнялся увеличением опорной частоты тактового генератора до 140-150 МГц, приходилось идти на некоторые жертвы – переводить SATA-диски в менее производительный IDE-режим и пользоваться мониторами, подключёнными по интерфейсу DVI.

В случае с A8-3870K Black Edition покорения качественно новых вершин оверклокинга никто не обещает. Однако при разгоне этого процессора при помощи множителей все компоненты системы продолжают работать в номинальных режимах, поэтому ни на какие компромиссы идти не нужно. Сама компания AMD говорит, что в случае применения воздушного охлаждения A8-3870K должен разгоняться до 3.5-3.8 ГГц, а его графическое ядро – до 800-960 МГц. Нам с лёгкостью удалось добиться попадания в обозначенные рамки.


С воздушным кулером NZXT Havik 140 наш экземпляр A8-3870K смог продемонстрировать стабильную работоспособность при частоте 3.6 ГГц, а графическое ядро Radeon HD 6550D без проблем разогналось до 960 МГц. Достижение этого результата потребовало небольшого увеличения трёх основополагающих напряжений. Процессорное напряжение было доведено до 1.525 В, к номинальному напряжению на процессорном северном мосту добавлялось 0.175 В, а напряжение на встроенном GPU устанавливалось в 1.25 В. Поскольку мы не изменяли частоту BCLK, память работала в максимально доступном режиме – DDR3-1866.

Технология Dual Graphics


Полезным при построении игровых систем начального уровня свойством процессоров Llano выступает не только возможность значительного разгона графического ядра. Большое преимущество платформы Socket FM1 – это технология AMD Dual Graphics, позволяющая объединять потенциал встроенного в процессор графического ускорителя с мощностями внешней видеокарты по технологии CrossfireX. Эта технология работает для внешних видеокарт шеститысячной серии и эффективна в том случае, если в систему устанавливается карта со сравнимым с Radeon HD 6550D уровнем производительности. В результате, комбинируя оснащённую процессором со встроенной графикой платформу Socket FM1 с недорогим графическим ускорителем, можно получить весьма приличную по быстродействию видеоподсистему.


Так, например, для спаривания с процессорами серии AMD A8 производителем рекомендуются ускорители Radeon HD 6670, HD 6570 или HD 6450. В случае же более мощных видеокарт увеличения быстродействия, скорее всего, добиться уже не получится, поскольку синхронизация с процессорным графическим ядром Radeon HD 6550D будет затормаживать, а не усиливать внешний ускоритель. Однако при условии соблюдении баланса AMD обещает прирост скорости графики на уровне 45 процентов по сравнению с одиночной видеокартой. Полученную «сдвоенную» систему из внешней и встроенной графики в большинстве случаев производитель условно относит к серии Radeon HD 6600D2.

Конечно, у технологии есть и слабые места. Например, Dual Graphics работает лишь в DirectX 10 или DirectX 11 режимах, а в DirectX 9 или OpenGL-играх производительность снижается до уровня самого медленного GPU в системе. Но в целом идея объединения видеокарты и встроенной графики достаточно любопытна и позволяет использовать процессорное видеоядро по своему прямому назначению даже в случае наличия внешней видеокарты. В итоге, при построении недорогих игровых систем технология Dual Graphics даёт возможность получить существенно лучшее соотношение затрат и получаемой при этом графической производительности.

Задействование технологии Dual Graphics не требует никаких особенных ухищрений. В систему с процессором AMD A8/A6/A4 устанавливается дополнительная видеокарта, но в BIOS материнской платы первичным адаптером назначается встроенная процессорная графика. После загрузки операционная система обнаруживает два ускорителя, и остаётся лишь включить режим Dual Graphics в графическом драйвере.


Заметим, что AMD рекомендует при этом подключать мониторы именно к внешней видеокарте, это обеспечит более высокий уровень быстродействия в целом и позволит в ситуациях, когда Dual Graphics не поддерживается, перейти на использование ресурсов более производительной внешней графики. Однако следует иметь в виду, что система с двумя ускорителями считает первичной встроенную графику и по умолчанию (то есть, до загрузки драйвера) выводит изображение именно её силами. Поэтому подключение монитора к внешней графике следует производить на финальном этапе настройки, уже после того как сконфигурирован BIOS материнской платы и установлена операционная система со всеми необходимыми драйверами.

Как мы тестировали


Основная цель настоящего тестирования – исследование потребительских качеств платформ, построенных на базе процессора AMD A8-3870K, и проверка возможности их применения в составе недорогих универсальных и игровых систем. На первый взгляд A8-3870K и Socket FM1-инфраструктура подходит для этой цели весьма неплохо. Материнские платы с разъёмом Socket FM1 стоят достаточно дёшево, а сам процессор A8-3870K, хоть и оценивается в $135, предлагает в одном флаконе четыре вычислительных ядра и весьма неплохую графику Radeon HD 6550D.

Формирование сходной по характеристикам системы с аналогичным бюджетом, но на интеловских компонентах, в любом случае потребует использования внешней графической карты. В результате, в жертву придётся принести производительность CPU, и получить что-то вроде комбинации из двухъядерного LGA 1155-процессора Pentium и видеокарты Radeon HD 6670. Сможет ли такая система предложить лучшие возможности, чем вариант AMD – первый вопрос, на который мы попробуем ответить тестами.

Достаточно осмысленной в случае использования платформы Socket FM1 выглядит и идея задействования технологии Dual Graphics. Объединение A8-3870K с графической картой уровня Radeon HD 6670 может существенно поднять игровую производительность. При этом затраты на такое дополнение к 135-долларовому процессору не столь уж и значительны. Поэтому второй темой для исследования стала именно работа Dual Graphics.

Заметим, рост бюджета на платформу Socket FM1 с добавочной видеокартой позволяет нам подобрать для неё и более производительных соперников со стороны Intel. Увеличение быстродействия LGA 1155-системы можно вести двумя путями: наращивая процессорную мощность, либо увеличивая быстродействие видеокарты. В первом случае платформе из AMD A8-3870K и Radeon HD 6670 можно противопоставить комбинацию из Core i3 и такой же видеокарты Radeon HD 6670. Второй вариант – оставить в качестве центрального процессора Pentium, но взять более дорогую и быструю графическую карту, например, Radeon HD 6770. В рамках тестирования мы посмотрим на обе эти альтернативы и оценим их показатели производительности относительно платформы на базе A8-3870K с технологией Dual Graphics. Это будет третья наша задача.

Таким образом, в тестах приняло участите сразу пять различных платформ:

AMD A8-3870K со встроенной графикой:

Процессор: AMD A8-3870K (Llano, 4 ядра, 3.0 ГГц, 4 Мбайта L2, Radeon HD 6550D);
Материнская плата: Gigabyte GA-A75-UD4H (Socket FM1, AMD A75).

AMD A8-3870K с внешней графикой Radeon HD 6670, работающей по технологии Dual Graphics:

Процессор: AMD A8-3870K (Llano, 4 ядра, 3.0 ГГц, 4 Мбайта L2, Radeon HD 6550D);
Материнская плата: Gigabyte GA-A75-UD4H (Socket FM1, AMD A75);
Видеокарта: AMD Radeon HD 6670 1 Гбайт GDDR5 128-бит.

Pentium G850 с внешней графикой Radeon HD 6670:

Процессор Intel Pentium G850 (Sandy Bridge, 2 ядра, 2.9 ГГц, 3 Мбайта L3);
Материнская плата: ASUS P8Z68-V Pro (LGA1155, Intel Z68 Express);
Видеокарта: AMD Radeon HD 6670 1 Гбайт GDDR5 128-бит.

Pentium G850 с внешней графикой Radeon HD 6770:

Процессор Intel Pentium G850 (Sandy Bridge, 2 ядра, 2.9 ГГц, 3 Мбайта L3);
Материнская плата: ASUS P8Z68-V Pro (LGA1155, Intel Z68 Express);
Видеокарта: AMD Radeon HD 6770 1 Гбайт GDDR5 128-бит.

Core i3-2120 с внешней графикой Radeon HD 6670:

Процессор Intel Core i3-2120 (Sandy Bridge, 2 ядра + HT, 3.3 ГГц, 3 Мбайта L3);
Материнская плата: ASUS P8Z68-V Pro (LGA1155, Intel Z68 Express);
Видеокарта: AMD Radeon HD 6670 1 Гбайт GDDR5 128-бит.

Общими во всех случаях была память, дисковая подсистема, блок питания и программные компоненты:

Память: 2 x 4 GB, DDR3-1866 SDRAM, 9-11-9-27 (Kingston KHX1866C9D3K2/8GX);
Жёсткий диск: Crucial m4 256 GB (CT256M4SSD2);
Блок питания: Tagan TG880-U33II (880 W);
Операционная система: Microsoft Windows 7 SP1 Ultimate x64;
Драйверы:

AMD Catalyst 12.1 Driver;
AMD Chipset Driver 12.1;
Intel Chipset Driver 9.3.0.1019;
Intel Graphics Media Accelerator Driver 15.22.50.64.2509;
Intel Rapid Storage Technology 10.8.0.1003.

Тестирование систем, построенных на процессоре AMD A8-3870K, выполнялось дважды: при его работе в номинальном состоянии и при описанном выше разгоне до 3.6 ГГц/960 МГц. Системы, построенные на Pentium и Core i3, разгон процессоров не позволяют, поэтому все LGA 1155-платформы тестировались исключительно в штатном режиме.

Производительность в приложениях


Хотя в свете поставленных вопросов основной интерес вызывает графическая производительность сравниваемых платформ, начать мы решили с их тестов при обычной офисной работе и при обработке и создании цифрового контента. В этом случае быстродействие зависит в первую очередь от вычислительной мощности CPU, в то время как графическая подсистема никакого значения не имеет. Поэтому в рамках этого раздела мы ограничились испытаниями AMD A8-3870K, Intel Pentium G850 и Intel Core i3-2120 без внешних видеокарт, а при использовании встроенных в эти процессоры графических ядер.

Для оценки средневзвешенной производительности процессоров в общеупотребительных задачах мы традиционно используем тест Bapco SYSmark 2012, моделирующий работу пользователя в распространённых современных офисных программах и приложениях для создания и обработки цифрового контента. Идея теста очень проста: он выдаёт единственную метрику, характеризующую общую скорость компьютера.


Несмотря на то, что A8-3870K – это единственный в этом сравнении четырёхъядерный процессор, по производительности он к числу лидеров не относится. Наивысший результат в SYSmark 2012 показывает интеловский Core i3-2120, и до его результата платформа Socket FM1 не дотягивает даже при разгоне. Неплохо выглядит и Pentium G850, который на фоне A8-3870K также не ударяет лицом в грязь. В итоге, при работе в номинальном режиме A8-3870K оказывается на последнем по быстродействию месте, а при разгоне до 3.6 ГГц ему удаётся занять промежуточное место между Core i3 и Pentium.

В целом, всё это объясняется невысокой по современным меркам удельной производительностью ядер Husky, применяемых в процессорах Llano. В тех случаях, когда нагрузка не распараллеливается на все четыре ядра процессора A8-3870K, его скорость оказывается ниже, чем у LGA 1155-конкурентов с меньшим числом ядер. Впрочем, если решаемая задача оптимизирована под многопоточное исполнение, результаты процессора AMD могут быть гораздо лучше. Демонстрацию такого поведения легко усмотреть в бенчмарках, основанных на оценке скорости работы в отдельных ресурсоёмких приложениях.

Для измерения быстродействия процессоров при компрессии информации мы пользуемся архиватором WinRAR, при помощи которого с максимальной степенью сжатия архивируем папку с различными файлами общим объёмом 1.4 Гбайт.


Измерение производительности в Adobe Photoshop мы проводим с использованием собственного теста, представляющего собой творчески переработанный Retouch Artists Photoshop Speed Test, включающий типичную обработку четырёх 10-мегапиксельных изображений, сделанных цифровой камерой.


При тестировании скорости перекодирования аудио используется утилита Apple iTunes, при помощи которой осуществляется преобразование содержимого CD-диска в AAC-формат. Заметим, что характерной особенностью этой программы является способность использования лишь пары процессорных ядер.


Для измерения скорости перекодирования видео в формат H.264 используется x264 HD тест, основанный на измерении времени обработки исходного видео в формате MPEG-2, записанного в разрешении 720p с потоком 4 Мбит/сек. Следует отметить, что результаты этого бенчмарка имеют огромное практическое значение, так как используемый в нём кодек x264 лежит в основе многочисленных популярных утилит для перекодирования, например, HandBrake, MeGUI, VirtualDub и проч.




Тестирование скорости финального рендеринга в Maxon Cinema 4D выполняется путём использования специализированного теста Cinebench.


Также, мы воспользовались и бенчмарком Fritz Chess Benchmark, который оценивает скорость работы популярного шахматного алгоритма, используемого в основе программ семейства Deep Fritz.


Глядя на приведённые диаграммы, можно ещё раз повторить всё то, что уже было сказано применительно к результатам SYSmark 2011. Процессоры AMD, которые компания предлагает для использования в интегрированных системах, могут похвастать хорошей скоростью лишь в тех вычислительных задачах, где нагрузка хорошо распараллеливается. Например, при 3D-рендеринге, перекодировании видео или при переборе и оценке шахматных позиций. Правда, именно в таких задачах высокая производительность более востребована и субъективно, так как заставляют компьютер «задумываться» глубоко и надолго чаще всего подобные ресурсоёмкие приложения.

Графическая производительность


Группа игровых 3D тестов открывается результатами бенчмарков 3DMark Vantage и 3DMark 11, которые использовались с профилем Performance.




Результаты популярных синтетических тестов дают неплохое общее представление о мощности встроенного в A8-3870K графического ядра. Как видим, оно всё же не может соперничать по скорости с полноценной видеокартой Radeon HD 6670 даже при более чем полуторакратном разгоне. Поэтому с точки зрения графической производительности LGA 1155-система с процессором Pentium и внешней графикой выглядит несколько предпочтительнее. Вместе с этим очень неплохо проявляет себя технология Dual Graphics. При «спаривании» графического ядра процессора A8-3870K с Radeon HD 6670 итоговая производительность оказывается даже выше, чем у LGA 1155-платформы с видеокартой Radeon HD 6770.

Впрочем, следует понимать, что результаты в реальных играх могут быть далеки от цифр в тестах семейства 3DMark. Количество кадров в секунду в игровых приложениях зависит не только от скорости работы видеокарты, но и от мощности вычислительной части процессора.












Игровой потенциал у встроенной в процессоры семейства Llano графики есть, но всё же мы не можем назвать его полностью приемлемым по современным меркам. Типичное для десктопов разрешение 1920х1080 графическое ядро Radeon HD 6550D «не тянет», количество кадров в секунду в большинстве случаев остаётся ниже необходимого уровня. Более того, конкурирующая платформа аналогичной стоимости, состоящая из LGA 1155 процессора Pentium и видеокарты Radeon HD 6670, может предложить заметно более высокие показатели даже несмотря на то, что она не позволяет разгон процессора.

При этом технология AMD Dual Graphics, как и ожидалось, способна значительно улучшить впечатление о платформе Socket FM1. Добавление в систему с процессором Llano недорогой внешней видеокарты увеличивает игровое быстродействие примерно вдвое, в результате чего система, скомпонованная из A8-3870K и видеокарты Radeon HD 6670, может рассматриваться как вполне достаточный для начального уровня геймерский вариант. Причём, во многих случаях даже превосходящий по потребительским характеристикам равноценные платформы, базирующиеся на LGA 1155-процессорах. Например, платформа, включающая Core i3 и видеокарту Radeon HD 6670, из-за недостаточно высокой графической производительности отстаёт от варианта, эксплуатирующего технологию AMD Dual Graphics, примерно на 15 процентов. Так что реальной альтернативой для конфигурации на базе A8-3870K и Radeon HD 6670 может быть лишь платформа, построенная на процессоре Pentium и снабжённая графической картой Radeon HD 6770, но в этом случае вы получите заметно более низкую многопоточную вычислительную производительность.

Попутно хочется заметить, что разгон графического ядра процессора в системе с активированной технологией AMD Dual Graphics практически не даёт положительного эффекта. В этих условиях показатели производительности в случае разогнанного и неразогнанного A8-3870K остаются почти одинаковыми.

Благоприятное впечатление о технологии Dual Graphics несколько портит поведение Socket FM1-системы в тех играх, которые по каким-то причинам с ней несовместимы. В данном случае это – Batman Arkham City, где скорость сборки «A8-3870K плюс Radeon HD 6670» серьёзно ниже, чем у одиночной видеокарты Radeon HD 6670. К счастью, в таких случаях можно прибегнуть к ручному отключению Dual Graphics в драйвере, которое не вызывает никаких трудностей. Ещё один пример не самого удачного выступления системы с компонентами AMD –это Starcraft 2. В этой стратегии реального времени процессору A8-3870K не хватает вычислительной производительности, и в итоге системы с CPU компании Intel обеспечивают заметно лучшую скорость.

Энергопотребление


К сожалению, процессор AMD A8-3870K не относится к числу экономичных предложений, его тепловой пакет установлен в 100 Вт. Процессоры Pentium и Core i3 имеют при этом типичное тепловыделение не более 65 Вт. Однако в нашем случае это ничего не значит, так как для формирования сходных по производительности платформ интеловские процессоры приходится комплектовать более производительными видеокартами. Таким образом, результаты изменения реального потребления представляют достаточно большой интерес.

На следующих ниже графиках, если иное не оговаривается отдельно, приводится полное потребление систем (без монитора), измеренное «после» блока питания и представляющее собой сумму энергопотребления всех задействованных в системе компонентов. КПД же самого блока питания в данном случае не учитывается. Во время измерений нагрузка на процессоры создавалась 64-битной версией утилиты LinX 0.6.4. Графические карты нагружались утилитой FurMark 1.9.1. Кроме того, для правильной оценки энергопотребления в простое мы активировали все имеющиеся энергосберегающие технологии: C1E, C6, AMD Cool'n'Quiet и Enhanced Intel SpeedStep.


В состоянии простоя Socket FM1 платформы могут похвастать сравнительно небольшим энергопотреблением. Особенно очевидно преимущество системы, использующей встроенное в A8-3870K графическое ядро. Несмотря на то, что видеокарты AMD шеститысячной серии достаточно экономичны, их вкладом в общее потребление пренебрегать невозможно.


Максимальная вычислительная нагрузка обнаруживает, что проблемы процессоров AMD с энергетической эффективностью, присущие Phenom II и Athlon II, никуда не делись и с внедрением 32-нм технологического процесса. Llano используют ту же микроархитектуру и точно также с треском проигрывают Sandy Bridge с точки зрения соотношения производительности на каждый затраченный ватт электроэнергии. Системы на базе A8-3870K демонстрируют примерно вдвое большее потребление, нежели конкурирующие платформы аналогичной вычислительной мощности, базирующиеся на интеловских процессорах.


При графической нагрузке преимущество платформ того или иного типа не столь очевидно. Системы с процессором AMD A8-3870K, работающим в штатном режиме, оказываются немного более экономичны, чем сходные по стоимости конфигурации на базе Pentium G850 или Core i3-2120. Однако разгон приводит к тому, что платформа AMD наращивает аппетиты и начинает превосходить по потреблению конкурирующие варианты.


Одновременная процессорно-графическая нагрузка вновь ставит в выигрышное положение платформу LGA 1155. Даже самая мощная система, состоящая из процессора Pentium G850 и видеокарты Radeon HD 6770, потребляет меньше, чем платформа на базе AMD A8-3870K, задействующая встроенное в процессор графическое ядро.

Выводы


Производительность интегрированных графических ядер очень сильно эволюционировала за последний год. Если идея формирования игровой системы начального уровня, не использующей внешнюю графическую карту, раньше не могла даже и придти в голову, то сегодня мы посвятили этой проблематике целую статью. Благодарить за это, безусловно, следует компанию AMD, которая взяла курс на создание гибридных процессоров с мощными графическими ядрами. И уже первая веха на этом пути – Llano – достаточно удачный пример интеграции, открывающий перед платформами со встроенными в CPU видеокартами новые горизонты.

Впрочем, как показали проведённые испытания, даже самый старший процессор из семейства Llano, AMD A8-3870K, пока что не позволяет полностью отказаться от графических карт начального уровня. Гибридные процессоры AMD весьма удачно вписываются в игровые ноутбуки, однако для десктопных применений мощностей встроенной в них графики не хватает. В типичном для настольных компьютеров разрешении 1080p процессор AMD A8-3870K не может обеспечить в современных игровых приложениях приемлемое количество кадров в секунду даже при определённых послаблениях в настройках качества изображения. Эта ситуация не исправляется и через разгон.

Именно поэтому при сборке игровой системы в условиях жёстких бюджетных ограничений ставку всё же следует делать на конфигурации с традиционной структурой – включающие недорогой процессор и бюджетную видеокарту. Например, комбинация из Intel Pentium G850 и AMD Radeon HD 6670 позволяет добиться лучшей 3D-производительности, нежели аналогичный этой связке по цене гибридный процессор AMD A8-3870K.

Пока что платформа Socket FM1 больше подходит для мультимедийных и сетевых, а не игровых применений. Её сильной стороной может выступать хорошая производительность в ресурсоёмких многопоточных приложениях, где процессор AMD A8-3870K будет лидировать за счёт наличия четырёх полноценных вычислительных ядер, но следует иметь в виду, что при недостаточно параллелизованной нагрузке процессоры Llano серьёзно уступают даже младшим интеловским Sandy Bridge с более эффективной (с точки зрения числа исполняемых за такт инструкций) микроархитектурой.

При этом мы склонны дать положительную оценку технологии AMD Dual Graphics, предназначенной для объединения мощности бюджетных видеокарт с встроенным в Llano графическим ядром. Благодаря этой технологии перед пользователем открываются перспективы поэтапного апгрейда видеоподсистемы, а получаемая при её использовании производительность находится на весьма конкурентном уровне. Так, например, графическая скорость связки из AMD A8-3870K и Radeon HD 6670 вплотную приближается к быстродействию Radeon HD 6770, что позволяет получать достаточно эффективные по соотношению цены и производительности игровые системы. Впрочем, мы не можем сказать, что Dual Graphics работает совершенно безупречно, а при тщательном подборе компонентов платформа LGA 1155 всё равно может предложить более выгодные конфигурации.

В результате, главный герой этой статьи, процессор AMD A8-3870K, оставил о себе несколько противоречивое впечатление. Это – интересный объект для экспериментов, с одной стороны позволяющий простой разгон, а с другой – обладающий самой лучшей на сегодняшний день встроенной графикой и поддерживающий любопытную технологию Dual Graphics. Однако несмотря на его кажущуюся перспективность, мы не можем придумать для него такую сферу применения, где бы его можно было назвать непревзойдённым вариантом. Конечно, частные случаи его превосходства над интеловскими продуктами существуют, и их наверняка много, но у нас, к сожалению, не получается дать ни одной рекомендации общего характера в его пользу.