Универсальный солдат: звуковая карта ASUS Xonar D2 PM

Автор: GReY
Дата: 14.05.2008
Все фото статьи
Введение

В наше время, когда звуковой адаптер встроен в каждую материнскую плату, не так уж много производителей осмеливаются выпускать дискретные звуковые решения. Многие компании совсем ушли с рынка, другие прекратили разработки и заморозили работу над драйверами, поэтому появление любого нового устройства сегодня вызывает живой и неподдельный интерес компьютерно-музыкальной общественности. А если на рынок выводится новый бренд, то это равноценно сенсации. Дело в том, что звуковая карта должна в чем-нибудь очень серьёзно превосходить встроенный звук материнских плат, иначе её попросту не будет смысла покупать. Учитывая практически полную монополию Creative на игровые технологии, чуть ли не единственным аргументом в пользу звуковой карты становится качество воспроизведения музыки, точнее, даже соотношение цены и качества, ведь использование дорогих компонентов и тщательная проработка печатной платы неоправданно повысят цену продукта, а дешёвые компоненты не дадут надлежащего качества. В цену также войдут немалые затраты на разработку драйверов и регулярное исправление обнаруженных в них ошибок. Взвесив все за и против, большинство производителей предпочли больше не связываться с таким неудобным товаром, как непрофессиональные звуковые карты, но свято место, как известно, пусто не бывает. Молодая да дерзкая компания Auzentech громко заявила о себе в 2006 году выпуском нескольких интересных продуктов на базе контроллеров C-Media, а с X-Fi Prelude 7.1 стала известна буквально во всех уголках света. Но в минувшем 2007-м году на рынке звуковых карт появился ещё более серьёзный игрок – всемирно известный производитель компьютерного оборудования ASUSTeK Computer Inc. начал продажи претенциозного звукового решения для периферийных шин PCI и PCI-Express.

Формально ASUS нельзя назвать новичком в области звука для персональных компьютеров, поскольку в прошлом веке он уже выпускал звуковую карту для шины PCI – ASUS 3DexPlorer AXP-201. Ещё раньше можно припомнить аудио-видео комбайн для специфического PCI/ISA слота, распаивавшегося на некоторых материнских платах фирмы, например, ASUS T2P4. С тех пор прошло около десяти лет, и компания делает вторую попытку завоевания рынка звуковых карт. Учитывая предыдущий опыт, ASUS сделала ставку на обширные возможности продукта вкупе с высочайшими техническими характеристиками, а также выбрала стратегического партнёра, который помог быстро и грамотно выполнить поставленную задачу. Для тайваньской компании C-Media Electronics партнёрство с таким крупным производителем, как ASUS, без сомнений является хорошим плацдармом для дальнейшего роста, поэтому сотрудничество можно считать взаимовыгодным.

В январе 2006 года на выставке в Лас-Вегасе C-Media представила множество интересных новинок, две из которых напрямую связаны с героем сегодняшнего обзора. Это звуковой контроллер для шины PCI C-Media Oxygen HD, по своим возможностям не уступающий весьма распространённому VIA Envy 24HT, и программный пакет цифровой обработки звука C-Media Hydrogen, обеспечивающий поддержку DirectSound3D, лицензированных технологий Dolby Laboratories, а также множества других функций, к описанию которых мы ещё вернёмся по ходу обзора звуковой карты ASUS. Сочетание этих двух новинок – кислорода и водорода – дало жизнь множеству звуковых карт малоизвестных до тех пор фирм: Bluegears, Sondigo, HT Omega, уже упоминавшийся Auzentech и даже Razer. Не смог остаться в стороне и ASUSTeK.

Рассмотрим характеристики C-Media Oxygen HD в сравнении с VIA Envy 24HT.


Оба чипа обладают программируемым переназначением каналов вывода и цифровым мониторингом входов. Один из пяти двухканальных I²S выходов Envy24HT, закреплённый за цифровым выходом, снабжен встроенным передатчиком, но всё же допускает подключение дополнительного устройства с шиной I²S. Oxygen HD такой возможности лишён, зато обладает и встроенным приёмником S/PDIF, сигнал с которого может направляться сразу на цифровой выход, что позволяет использовать звуковую карту как переходник с оптического кабеля на коаксиальный и наоборот. Envy24HT допускает одновременную запись только двух стереоисточников (обычно сигнал с аналого-цифрового преобразователя и S/PDIF), тогда как Oxygen HD позволяет одновременно записывать сразу три источника (один из которых восьмиканальный), причем источники могут чрезвычайно гибко выбираться из четырёх входных I²S пар, встроенного цифрового входа и сразу двух AC’97 кодеков.


Функциональная диаграмма C-Media Oxygen HD

Судя по описанию, данный чип не имеет заметных слабых мест и может стать основой и для профессиональной звуковой карты, но сегодня мы рассмотрим продукт, нацеленный на бытовое применение в медиа-центре или игровом компьютере.
Внешний вид



Комплект поставки звуковой карты ASUS весьма богат. Кроме инструкции по установке, он включает в себя четыре аналоговых кабеля «3,5 мм → 2xRCA» длиной 1,8 метра, тоненький полутораметровый оптический кабель, дополнительную планку с MIDI интерфейсом и ворох компакт-дисков: установочный диск, прикладное программное обеспечение, демонстрационный диск Dolby Laboratories.


Сама карта разительно отличается от других представителей своего семейства тем, что закрыта панцирем из воронёного алюминия, благодаря которому на вид и на ощупь производится впечатление очень серьёзного прибора. Из-за круглого выреза в «броне» она больше напоминает видеокарту, чем звуковое устройство.


Однако панель с разъёмами у ASUS Xonar D2 совершенно типичная, один-в-один повторяющая таковую у Auzen X-Fi Prelude 7.1: шесть разъёмов 3,5 мм (микрофонный вход, линейный вход, четыре стерео выхода) и два RCA разъёма (цифровой вход и цифровой выход).


Напоминают об Auzentech и комбинированные цифровые порты, допускающие подключение как коаксиального, так и оптического кабеля через специальные адаптеры, вставляемые в RCA гнездо.


Однако даже здесь инженеры ASUS нашли способ отличиться – внутри всех шести разъёмов установлены разноцветные светодиоды, отдалённо напоминающие цветовое кодирование соединений, предписанное инструкцией PC 99, страница 60.


Такое элегантное решение, кроме чисто эстетических функций, облегчает процесс подключения проводов к звуковой карте. Определить нужный разъём можно по пропаданию одного из цветовых пятен на стене за компьютером или даже на собственной руке. Кстати, у комплектных кабелей также есть неочевидный плюс – небольшой диаметр пластиковой части разъемов, позволяющий без осложнений соединить с картой многоканальную акустическую систему.


На печатной плате также распаяны гнёзда CD IN, AUX IN и MIDI I/O. К первым двум можно подключать низкокачественные источники звука, например, ТВ-тюнер – сигнал с них поступает в микшер записи, но его можно направить и на выходы звуковой карты путём активизации соответствующей кнопки Monitoring в Xonar Audio Center. К MIDI I/O подключается дополнительная планка с разъёмом mini-DIN, а большие DIN-разъёмы MIDI In и MIDI Out «получаются» с помощью Y-образного адаптера.


Устройство

Кое-что о начинке, скрытой под защитным кожухом, можно узнать из описания производителя.

Звуковой процессор ASUS AV200 High-Definition Sound Processor (max. 192 кГц /24 бита)
24-бит ЦАП Burr-Brown PCM1796*4 (123 дБ SNR, max. 192 кГц /24 бита)
24-бит АЦП Cirrus Logic CS5381*1 (120 дБ SNR, max. 192 кГц /24 бита)

Остальное открывается взору, если демонтировать кожух: оригинальные прямоугольники из плёночных конденсаторов (каковых мы до сих пор не наблюдали ни на одной крупносерийной звуковой карте) в фильтрах ЦАП, твердотельные электролитические конденсаторы, россыпь миниатюрных электромагнитных реле (их даже больше, чем в Creative X-Fi Elite Pro), четыре стабилизатора питания на правом краю платы, а также несметное количество операционных усилителей.


Поскольку использованные на карте цифро-аналоговые преобразователи (как и большинство высококлассных микросхем этого типа) имеют балансные токовые выходы, до фильтра низких частот требуется преобразование тока в напряжение, и это увеличивает количество необходимых операционных усилителей в три раза.


На трёх выходных каналах из четырёх для преобразователя и фильтра используются дешевые двухканальные усилители модели 4580 производства Texas Instruments, а на фронтальном выходе применены значительно более дорогостоящие NJM2114 (в стадии I/U преобразования) и LM4562 (в фильтре ВЧ). Кроме того, на фронтальном выходе используются два RC4580 в качестве буфера для подключения наушников непосредственно к звуковой карте. Аналогичное схемотехническое решение используется на выходе для наушников звуковых карт M-Audio Revolution 5.1 и Audiotrak Prodigy HD2.


Фильтры аналого-цифрового преобразования выполнены на NJM5532, однако в качестве инвертора для балансных входов ЦАП опять используется RC4580. Такое разнообразие операционных усилителей может говорить о тщательной работе по оптимизации качества и стоимости звуковой карты, давайте же посмотрим, чем же отличаются все эти микросхемы.


Все четыре модели рекомендованы производителями для применения в звуковых устройствах и три из них имеют достаточно близкие характеристики. Их объединяет очень хорошая невосприимчивость к перепадам питающих напряжений и «земли», низкий уровень гармоник в звуковом диапазоне. Однако LM4562 выделяется из этой группы по быстродействию и искажениям, в связи с чем логика проектировщиков карты вызывает определенные вопросы.


О преимуществах LM4562 над другими операционными усилителями, включая и NJM2114 на примере Creative X-Fi Elite Pro, можно прочитать в нашей предыдущей статье. Операционные усилители для I/U преобразования используются в инвертирующем включении, значит, LM4562 хорошо работал бы и в этом каскаде. Поскольку он имеет значительно большую полосу усиления и вносит меньше искажений, его комбинация с NJM2114 выглядит странно. К тому же, выходной буфер на RC4580 улучшает работу с наушниками, но при работе на высокоомную нагрузку практически нивелирует все преимущества LM4562. Более того, плёночные конденсаторы в цепи обратной связи блоков фильтрации соседствуют с керамическими в обратной связи каскада I/U преобразования. Складывается ощущение, что отдельные блоки аналоговой части проектировались разными инженерами, которые не советовались друг с другом…

Остановимся подробнее на использованных в ASUS Xonar D2 преобразователях. Burr-Brown PCM1796 относится к классу Advanced Segment DAC и, по заявлениям производителя, совмещает прекрасную динамику с малой чувствительностью к джиттеру. Динамический диапазон преобразователя достигает 123 дБ, нелинейные искажения в нормальных условиях находятся на уровне 0,0005 % для частот оцифровки 44,4, 48 и 96 кГц, но несколько возрастают при 192 кГц. Нижеприведённые графики получены на типовой схеме включения ЦАП. В каскадах I/U преобразования и фильтрации типовой схемы использованы операционные усилители NE5534, не обладающие выдающимися характеристиками искажений, так что в других реализациях можно ожидать даже лучших результатов.




Однако в ассортименте цифро-аналоговых преобразователей производства Texas Instruments есть ещё более качественная модель PCM1792A, обеспечивающая динамический диапазон 127 дБ и уровень искажений менее 0,0004 % для частот оцифровки 44 и 48 кГц.


Что примечательно, данная модель полностью совместима с PCM1796 по контактам и системе команд. Если бы не вчетверо большая цена, её вполне можно было применить в ASUS Xonar D2 без модификации печатной платы. Говоря откровенно, я не вижу большого смысла делать все четыре выхода звуковой карты одинакового качества, и инженеры ASUS явно придерживаются такого же мнения, поскольку используют дешевые операционные усилители на всех выходах, кроме фронтального. Придерживаясь принципа разумной достаточности, на тыловых каналах можно было применить PCM1791A (динамический диапазон 113 дБ, искажения 0,001 %), который не только стоит на 30 % дешевле PCM1796, но ещё и не нуждается в каскаде I/U преобразования, что сэкономит шесть операционных усилителей и ещё большее количество деталей обвязки. Есть и ещё более кардинальный вариант, позволяющий создать низкопрофильный вариант карты – шестиканальный PCM1602A (динамический диапазон 105 дБ, искажения 0,002 %), обеспечивающий сразу три стереовыхода при цене меньше, чем у одного PCM1796. К слову, недавно вышедшая низкопрофильная карта Xonar DX построена именно по такой идеологии: высококачественный двухканальный ЦАП Cirrus Logic CS4398 (как на Creative X-Fi Elite Pro) для фронтального выхода и шестиканальный Cirrus Logic CS4362A (динамический диапазон 114 дБ, искажения 0,001 %) для трёх оставшихся выходов.

Аналого-цифровой преобразователь ASUS Xonar D2, напротив, основан на лучшей модели Cirrus Logic – CS5381, обеспечивающей соотношение сигнал/шум 120 дБ и искажения на уровне 0,0003 % при любых частотах оцифровки, включая 192 кГц.


Возможно, это – самый качественный из массово выпускаемых аналого-цифровых преобразователей. Теоретически, с его помощью можно проводить наиточнейшие измерения сигналов в диапазоне частот порядка 50 кГц (выше начинается подавление сигнала цифровым фильтром даже при частоте оцифровки 192 кГц), однако есть одно «но» – аналоговая часть должна соответствовать такому же высочайшему уровню. Сам производитель рекомендует реализовывать фильтр низких частот на сверхмалошумящих операционных усилителях LT1128 производства Linear Technology, обладающих минимальным напряжением смещения и превосходной величиной искажений (порядка -130 дБ), однако инженеры ASUS применили отнюдь не столь высококачественные NJM5532.
Возможности драйвера

Драйвер ASUS Xonar D2 отличается от базового драйвера для C-Media Oxygen HD поддержкой OpenAL, фунциями SVN и DS3D GX, а также иной, стилизованной под карманный медиа-плеер, панелью управления с характерным названием Xonar D2 Audio Center. В последних драйверах панель полностью русифицирована, что может быть важно для многих российских покупателей.

После установки драйвера панель являет взору минимум органов управления – несколько кнопочек да регулятор громкости, а всё остальное пространство занимает огромный информационный дисплей с индикацией текущих настроек и примитивным спектроанализатором.


Примитивный он потому, что точность его показаний не выдерживает никакой критики. Круглый регулятор громкости выглядит красиво, но не слишком удобен в обращении – повернуть его удаётся далеко не любым движением мышки, а на поворот колеса мышки он не реагирует вовсе.


Посмотреть версии программных компонент и некоторую другую информацию можно в окне, вызываемом кнопочкой с буквой «i».


Кнопка «SVN» возле регулятора громкости активизирует режим нормализации громкости – функцию, оказавшуюся весьма полезной при просмотре фильмов с тихой речью, но громкими спецэффектами. В играх же автоматическое изменение громкости лучше не включать, потому что оно смазывает резкость выстрелов и взрывов, серьёзно ухудшая слуховые впечатления.


Группа из пяти кнопок в правом нижнем углу аудио-центра включает функцию DS3D GX и один из трёх вариантов обработки звука – игры, кино, музыка. HF, наоборот, отключает всю обработку; именно в этом режиме я проводил измерения и оценку звучания в музыке. Остальные органы управления спрятаны под сдвигающейся вверх «крышкой» информационного дисплея.


Здесь обнаруживается выбор опорной частоты карты, выбор количества громкоговорителей, выбор формата данных цифрового выхода, а также настройки лицензионных технологий Dolby. Например, для наушников любой из них включает Dolby Headphone, а для стереодинамиков – Dolby Pro Logic IIx и Dolby Virtual Speaker в одном из двух режимов работы.




Множество других опций отображаются при нажатии кнопок с соответствующими названиями. Для чего было прятать всё это богатство под очень медленно соскальзывающей крышкой? Слава богу, что дожидаться её перемещения нужно лишь один раз, а затем выбранное положение запоминается в реестре.


Как видите, доступный набор настроек зависит от выбранной конфигурации акустической системы. По какой-то причине для двух громкоговорителей отсутствуют настройки DPL IIx и DTS, причем Pro Logic включается автоматически при активизации Dolby Virtual Speaker. С наушниками Virtual Speaker Shifter включается только после активизации Dolby Headphone.

В базовых драйверах C-Media Virtual Speaker Shifter действует независимо от Dolby Headphone, позволяя активизировать технологии преобразования стереозвука в многоканальный, из чего можно сделать вывод, что Virtual Speaker Shifter должен создавать виртуальную 7.1 систему и потом микшировать звук в нужное количество каналов. В последних драйверах ничего подобного не наблюдается, значит, можно подозревать банальную ошибку в драйвере или его панели управления.


Положение динамика на плане виртуальной комнаты определяет громкость соответствующего канала воспроизведения, а если перенести, к примеру, правый динамик влево, то оба канала будут смикшированы в левое «ухо». Данная настройка может рассматриваться как упрощённая альтернатива Creative THX Console со значительно меньшей функциональностью. THX Console позволяет задать для каждой колонки акустической системы расстояние в метрах и направление в градусах, исходя из чего корректируется громкость соответствующего канала и задержка сигнала. Реализация же ASUS вообще не привязана к каким-либо единицам измерений – видимо, пользователю нужно подбирать положение динамиков на слух. Тогда почему для этого не предусмотрено никакого тестового сигнала?

Для сравнения, базовые драйвера C-Media хотя бы отображают относительную громкость в децибелах, позволяют задать задержки для центрального и тыловых каналов, а также предлагают три тестовых сигнала для оценки результата. К слову, если устанавливать драйвер ASUS вручную, а не через исполняемый файл Setup.exe, то вы сможете увидеть оригинальную панель управления C-Media.




Настройки цифрового выхода у ASUS также отличаются от базового драйвера, но на этот раз в лучшую сторону. Отдельно устанавливается формат вывода и тактовая частота, которая действительна для всей карты (включая ЦАП/АЦП) и соблюдается при отключенном цифровом выходе. Панель управления C-Media позволяет выбрать базовую частоту только при включенном S/PDIF.


S/PDIF на ASUS Xonar D2 может передавать несжатое стерео с частотой дискретизации от 44,1 до 192 кГц, 5.1 звук в форматах Dolby Digital Live или DTS Interactive, а также без обработки транслировать сигнал с цифрового входа. Последняя опция позволяет использовать карту как переходник с коаксиального кабеля на оптический и наоборот. При включении кодирования DDL или DTS карта переводится в режим 5.1 и отключаются аналоговые выходы. Регулятор громкости при этом продолжает работать и есть возможность включить автоматическую регулировку SVN.


Dolby Pro Logic IIx в данном случае отвечает за разложение стерео на 5 динамиков, хотя с наушникам или двухканальной акустической системой данная технология может выполнять и обратную функцию, сводя многоканальный звук в стерео. DPL IIx поддерживает семиканальные акустические системы и имеет три режима работы, из которых в ASUS Xonar доступны лишь «Music» и «Movie», а режим «Game» почему-то отсутствует. В режиме «Music» можно настроить баланс средних частот (вокала) между центральным и двумя передними громкоговорителями, а также глубину звукового поля. Опция «Panorama», присутствующая в оригинальной панели управления C-Media, тоже где-то потерялась.


Для разложения стерео в многоканальную конфигурацию можно воспользоваться и альтернативной технологией DTS Neo:PC, обладающей совершенно аналогичными настройками режимов работы.


Но полно, сколько можно изучать один раздел настроек? Он хоть и главный, но далеко не единственный. Следующий по порядку – раздел «Mixer».

Как и во многих других звуковых картах, микшер воспроизведения отделён от микшера записи, что заставляет нажимать лишнюю кнопку, когда нужно поменять параметры записи. В оригинальной панели управления C-Media настройки воспроизведения и записи находятся на одной странице, что гораздо удобнее. Но, самое главное, что в Xonar D2 Audio Center нет ни одного индикатора уровня (так называемого пик-метра), хотя пара индикаторов присутствует даже в панели C-Media. Образцом для подражания здесь может служить панель управления Audiotrak Prodigy 7.1, где каждый регулятор громкости снабжён столбиком индикации уровня сигнала.


Кроме привычных регуляторов громкости Wave, MIDI и CD, настройки воспроизведения позволяют отдельно задать громкости каждого из аналоговых выходов, причём по умолчанию для них установлена далеко не максимальная громкость.


Микшер записи позволяет выбрать один из множества источников сигнала для записи: ставшие привычными «SPDIF In», «Line In», «CD In», «Aux» и «Mic», реже встречающиеся «Wave» и «Mix», а также уникальный «Alt». Если «Wave» является цифровым loop-back, позволяя записать воспроизводимый сигнал с побитовой точностью, то «Alt» – это мост между линейным выходом и линейным входом карты. Этот источник записи может быть полезен при воспроизведении защищённого контента, для которого по условиям лицензионного соглашения должны отключаться все цифровые источники записи. Проверить данный тезис на практике мне не довелось, однако для «Alt» можно найти и другие полезные применения, например измерения в RightMark Audio Analyzer производитель рекомендует делать именно через него.

«Mix», как нетрудно догадаться из названия, объединяет сигналы со всех источников. Похвальная возможность, но данная функция была бы вдвойне полезной, если бы пользователю давался выбор, какие именно источники надо смешивать, а какие игнорировать. Несколько неудобно также то, что номинальный уровень записи получается при максимальном положении регулятора уровня. Для увеличения громкости тихого сигнала вам придётся воспользоваться каким-нибудь звуковым редактором. Из-за этого, в частности, я не смог провести полноценных измерений карты с подключенными наушниками: громкость с низкоомной нагрузкой падала более чем на 10 дБ и RightMark уже не справлялся с нормализацией уровня, а использование для записи звуковой карты Creative приводило к не совсем адекватным результатам.

Довольно о недостатках, есть в микшере записи ASUS Xonar D2 и очень удобная вещь – мониторинг всех входов. Кнопочки с изображением глаза позволяют пустить на воспроизведение для слухового контроля сигнал с соответствующего входа, причём одновременно нажатыми может быть любое количество этих кнопок. Вот если бы по такому принципу работал «селектор входов»…

Впрочем, я опять увлёкся. Давайте посмотрим, какие возможности скрываются на других страницах импровизированного меню.


На закладке с названием «Effect» мы видим аляповатые настройки эффекта окружающей среды (реверберации) и эквалайзер. Логика создателей, вынесших четыре варианта акустических сред на кнопки, а остальные оставивших в выпадающем списке, выбранное значение которого будет задействовано при нажатии пятой кнопки, вызывает у меня чувство лёгкого недоумения. Кроме того, печалит отсутствие регулировки интенсивности реверберации. Допустим, я бы хотел побольше эха в играх, но приходится довольствоваться тем, что дают.

Эквалайзер это отдельная песня. Мало того, что он просто крошечный, и выставить нужные параметры с его помощью практически невозможно, так ещё и работает он как-то странно. Попробовав немножко приглушить полосу 4 кГц, я не заметил никаких изменений в звуке, а сдвинув ползунок до самого низа, понял, что 4 кГц были вырезаны напрочь. Самым смешным оказалось то, что вернуть эту частоту обратно к жизни удалось только с помощью сброса настроек кнопкой «Default». Сохранение пользовательских настроек эквалайзера также интуитивно не♠понятно. Для этого необходимо набрать название своей настройки в нижнем поле ввода и нажать кнопку со значком «плюс», а удаление сохраненной настройки производится кнопкой «минус».

По моему скромному мнению, эквалайзер был достоин отдельной вкладки меню, особенно учитывая отсутствие привычных для большинства пользователей регуляторов тембра.


На вкладке с названием «Karaoke» доступны три настройки: темп музыки, подавление голоса в песне и эффект эхо для микрофона. Смысл этих настроек понятен каждому, кто когда-нибудь пел «караоке», поэтому перейдём к следующему, весьма интересному пункту меню под названием «FlexBass».


Здесь, в полном соответствии с названием, гибко настраивается распределение баса между колонками. Ползунок кроссовера определяет границу, частоты ниже которой отправляются на сабвуфер и вырезаются из тех каналов, для которых задан малый размер. Для больших динамиков среза низких частот не происходит.


Кроссовер работает очень качественно, обеспечивая симметричный спад 36 дБ на октаву и не внося никаких искажений в звук.


Две нижних кнопки, «AEC» и «VocalFX», появились в драйверах совсем недавно.


Режим «AEC», сиречь «Acoustic Echo Cancellation», предназначен для проведения видеоконференций и прочих ответственных переговоров через Интернет, поэтому отключает все эффекты обработки и пытается подавить звуки, проникающие в микрофон из громкоговорителей. Беглый тест данного режима показал высокую эффективность подавления.

На мой взгляд, активизацию AEC удобнее было бы делать кнопочкой в правом нижнем углу Xonar D2 Audio Center (где сгруппированы предустановленные варианты обработки звука), поскольку вся настройка, по сути, представлена одной галочкой «Вкл/Выкл».

Последняя вкладка, ранее носившая название «Magic Voice», содержит несколько дополнительных функций обработки сигнала с микрофона. Среди них изменение тембра голоса (мужской, женский, «мультяшный» и голос монстра), наложение одного из четырёх вариантов эффекта окружающей среды, а также специальный эффект для игр.


VoiceEX применяет к голосу игрока такую реверберацию, которая задана игрой для его текущего местоположения. Данная возможность впервые была представлена Creative Labs в составе EAX 5, и теперь ASUS может с гордостью заявить, что его продукт поддерживает самые современные технологии конкурента. Так ли это на самом деле, мы узнаем немного позже, когда протестируем карту в играх, а пока рассмотрим другие, скрытые от глаз части драйвера. Например, поддержку ASIO.

ASIO является специальным интерфейсом передачи данных в звуковую карту с заданной задержкой и применяется в подавляющем большинстве программ для обработки звука. ASUS Xonar D2 обеспечивает полноценную поддержку ASIO 2.0 с 16- или 24-битной точностью представления данных и частотами 44,1, 48, 96 и 192 кГц. Кроме того, драйвер поддерживает такую замечательную возможность, как ASIO multi-host, благодаря которой несколько программ могут одновременно работать c ASIO. Автомата частоты на карте не предусмотрено, поэтому сигнал с частотой оцифровки, отличной от базовой, пересчитывается высококачественным алгоритмом программной передискретизации. Для сравнения, Creative X-Fi в таком случае начинает методично переключать частоту генератора, сопровождая сей процесс беспрестанным щёлканьем реле.

Реализацию ASIO в ASUS Xonar можно было бы назвать образцовой, если бы она обеспечивала параллельную запись более чем одного источника, а также несколько дополнительных каналов воспроизведения, коих у Creative X-Fi, к примеру, аж 18 штук. Напомню, что использованный на ASUS Xonar D2 аудиоконтроллер C-Media Oxygen HD допускает одновременную запись восьми потоков. Не помешала бы и возможность вызвать окно настройки ASIO откуда-нибудь из Xonar D2 Audio Center.

Ах да, совсем забыл рассказать о ещё одной оригинальной функции данной звуковой карты. Установив драйвер, вы обнаружите в системе два звуковых устройства, ASUS Xonar D2 Audio и ASUS Xonar D2 Converter. Последнее устройство предназначено для быстрого наложения эффектов на музыкальные записи. Если вы пользуетесь mp3-плеером и вам нравится пространственный эффект, создаваемый технологиями Dolby Headphone или Virtual Speaker, или просто желаете откорректировать звучание записи эквалайзером, с помощью комплектной программы ASUS Portable Music Processor вы можете перекодировать ваши любимые композиции в форматы mp3 или WMA с любым доступным драйверу спецэффектом.

На этой ноте предлагаю закончить изучение потенциальных возможностей карты и перейти к более актуальным натурным испытаниям.
Слушаем музыку

ASUS Xonar D2, как звуковая карта очень высокого класса, сравнивался с лучшими на сегодняшний день непрофессиональными моделями – Creative X-Fi Elite Pro и Auzen X-Fi Prelude 7.1. Для оценки качества звучания звуковых карт использовались наушники Grado SR 325i вкупе с усилителем C.E.C. HD53R Ver. 8.0, подключенным к звуковой карте кабелем Monster Standard Interlink 200, записи самых различных жанров, сохраненные с компакт-дисков в формате wave, а также проигрыватели foobar2000 0.9.5 и WinAMP 2.95. На звуковых картах выставлялась одинаковая громкость – стандартные 2 В RMS, чтобы получить максимальный динамический диапазон. В настройках foobar был отключен replay gain, звук выводился через DirectSound в формате 32-bit. WinAMP использовался совместно с плагином ASIO output (dll version) 0.67 SSE2.

Причина столь подробного описания версий и настроек тривиальна. Ещё при написании обзора Auzen X-Fi Prelude 7.1 я обратил внимание, что далеко не каждый плеер или плагин вывода звука обеспечивает правильную передачу ревербераций и локализацию звуков в пространстве, а эти два варианта относительно достоверны. Для столь качественных звуковых карт выбор правильного программного плеера имеет немалое значение. К примеру, плагин вывода звука через ASIO для Foobar версии 0.9 звучит некорректно, и это легко подтверждается измерениями.


График интермодуляционных искажений при выводе звука через ASIO разными
плеерами. Цифровая петля, 44,1 кГц 16 бит

Первый опыт прослушивания музыки на ASUS Xonar D2 с драйверами из комплекта поставки оставил не самое благоприятное впечатление. Её в целом очень чистый и детальный звук был лишен глубины, насыщенности обертонов. Воспользовавшись дополнительными эпитетами, назову это звучание блеклым, выцветшим. К тому же, звуковая сцена получалась широкой, но абсолютно плоской, без эшелонирования, что совершенно отбивало удовольствие от прослушивания. К счастью, программисты нашли ошибку, и с текущими драйверами дела пошли несравненно лучше – так что, не пренебрегайте их обновлением.

Карта мгновенно подкупает глубоким и динамичным звучанием. Меня очень впечатлила уверенная передача мельчайших подробностей на громком фоне, что особенно заметно в богатстве звучания скрипок, в том числе и в составе большого оркестра. Тембры других музыкальных инструментов также довольно натуральны, середина и высокие частоты чисты и подробны, бас четкий и насыщенный. Но, при всех этих достоинствах, в звучании не всегда достаточно «воздуха», послезвучия и естественные реверберации быстро теряются в общей массе, из-за чего при множестве одновременно звучащих инструментов возникает ощущение нехватки детальности. Это отчетливо слышно в сравнении с Auzen X-Fi Prelude. Как деликатно она относится к акустике помещений! Простор, реалистичная объёмность даже на басу, прекрасная детальность и микродинамика в верхнем регистре, дающая высокую натуральность тембров, делают Prelude лучшим выбором для джазовой музыки и других «живых» записей. Xonar отличается от Prelude более жёсткими высокими частотами, но заметно лучшей макродинамикой, однозначно решившей спор в пользу Xonar на записях Judas Priest.

Звучание Creative X-Fi Elite Pro сначала поражает энергичностью и подчеркнутой детальностью, однако упругий проработанный бас соседствуют с едкими высокими частотами, а средние невыразительны и откровенно окрашены – после ASUS Xonar D2 кажется, что большинство инструментов играют на полтона выше. Смешиваясь, окрасы от нескольких инструментов приводят к ухудшению пространственного разрешения, при этом отражения высокочастотных звуков от стен студии (реверберация) теряют обособленность и образуют с исходным звуком нечто трудноузнаваемое. Что-то подобное, а именно неприятную слуху резкость, агрессивность, я уже встречал на старой доброй Audiotrak Prodigy 7.1, которая до сих пор осталась в моём компьютере благодаря одному случайному открытию.

Изучая документацию на цифроаналоговый преобразователь Wolfson WM8770, я обратил внимание на то, как сильно отличаются характеристики цифрового фильтра на разных частотах дискретизации, и попробовал программную передискретизацию (SSRC) записей в частоту 192 кГц, а потом и в 176,4 кГц – частоту, кратную стандартной для музыки 44,1 кГц. Результат меня очень порадовал: пропала резкость, стала значительно более объёмной сцена, с таким звучанием улетучилось желание покупать ещё более дорогую звуковую карту. Значительно позже, когда я решился на замену операционных усилителей, выяснилась интересная деталь – с более быстродействующими, чем штатный NJM4580, моделями операционных усилителей, передискретизация не даёт никаких улучшений! Во фронтальном выходе Creative X-Fi Elite Pro используются операционные усилители NJM2114, достаточно близкие по характеристикам к NJM4580, поэтому я решил снова опробовать программную передискретизацию.

Звуковые карты Creative семейства X-Fi не поддерживают высшие частоты дискретизации в режиме Audio Creation, в связи с чем пришлось ограничиться частотой 96 кГц, однако и этого оказалось достаточно, чтобы значительно улучшить ситуацию. Окрашивание становится намного меньше и со сцены почти полностью пропадает высокочастотный «налёт», а средние частоты получаются намного лучше проработанными. Сначала я использовал передискретизацию в плагине вывода звука через ASIO для WinAMP, затем просто установил нужную частоту тактового генератора в настройках микшера Creative, задействовав для пересчета аппаратные возможности карты – результат был тем же. Переключив звуковую карту в режим «Entertainment», где стереозаписи всегда пересчитываются в 192 кГц, при выключенных эквалайзере, Crystalizer, CMSS и SVE я получил ещё более чистое и сочное звучание ценой совсем небольшой потери пространственной четкости. Таким образом, владельцам Creative X-Fi, не желающим связываться с перепайкой микросхем на своей звуковой карте, можно посоветовать оставаться в режиме «Entertainment» при прослушивании музыки. Аппаратный пересчет в другую частоту оцифровки у X-Fi реализован очень хорошо, а звучание в итоге получается лучше, чем при честном воспроизведении бит-в-бит на частоте тактового генератора 44,1 кГц.

Однако в предыдущем обзоре я отмечал, что Auzen X-Fi Prelude 7.1 демонстрирует иное поведение, а именно падение четкости без заметных улучшений других характеристик.

А что же Xonar, даёт ли передискретизация что-нибудь ему, ведь на фронтальном выходе замешаны и NJM2114, и RC4580? Для начала я просто пощёлкал настройкой выбора частоты в ASUS Audio Center, но не смог услышать явных отличий в звуке – где-то разницы не было вообще, на вокале иногда казалось, что звук стал грязнее. Затем в ход был пущен всё тот же WinAMP с плагином вывода звука через ASIO, и сомнения тут же пропали: пересчет в 192 кГц с качеством «Ultra» даёт простор, нехватку которого я отмечал выше, делает мягче и детальнее высокие частоты, а также добавляет ещё немножко динамики. Отличия менее заметные, чем на Creative X-Fi Elite Pro, но всё же достаточные, чтобы принять их во внимание.


При помощи этого же плагина можно протестировать звук с тыловых выходов, в которых используются точно такие же ЦАП, но по три операционных усилителя RC4580 вместо двух NJM2114, одного LM4562 и двух RC4580 на фронтальном выходе. Есть ли какой-нибудь смысл в таком винегрете? Как оказалось, смысл есть – без использования передискретизации на тыловых каналах наблюдается потеря детальности, высокие частоты сильно смазаны, бас неглубокий, можно даже сказать, картонный. Однако с передискретизацией в 192 кГц многое встаёт на свои места, и если по чистоте высоких частот и проработке баса тыловые выходы всё же проигрывают, то за средние частоты и общую открытость звучания я бы даже поставил им более высокую оценку, чем фронтальному выходу. Смешение в нём сразу трёх типов операционных усилителей придало звуку мрачноватый оттенок и некоторую зажатость.

К слову, несколько интересных фактов из жизни ASUS Xonar. Если в Audio Center установить аналоговый выход в состояние «2 громкоговорителя», то сигнал для всех тыловых выходов будет смикширован во фронтальный канал даже при использовании ASIO. Напротив, если выбрать многоканальную конфигурацию, но не включать технологии Dolby Pro Logic IIx или DTS Neo:PC, то стереосигнал с частотой оцифровки 44 и 48 кГц, переданный через стандартный звуковой интерфейс Windows (исключая ASIO), будет дублироваться на тыловые каналы. Правда громкость для всех интерфейсов, кроме ASIO, в многоканальном режиме почему-то понижается на 3 и более децибел.

На этом субъективное описание могло бы и закончиться, если бы меня не посетила мысль проверить качество поставляемых в комплекте с ASUS Xonar аудиокабелей. Когда я соединил звуковую карту с усилителем одним из них, тесты пришлось проводить заново, поскольку звучание заметно изменилось: мелкие детали стали прослушиваться более отчетливо, стала реалистичней акустика помещений – появился простор, которого так не хватало, пропал окрас средних частот. Немало удивленный этим фактом, я проверил ещё несколько имевшихся в наличии «межблочников», и каждый из них чем-нибудь отличался от остальных. Дабы удостовериться, что уже запротоколированные оценки звучания трёх карт не потеряли актуальности в свете вновь открывшихся обстоятельств, пришлось потратить ещё несколько дней на прослушивание каждой из них с пятью разными кабелями.

После долгих экспериментов я пришёл к выводу, что использованный мной ранее Monster Interlink 200 просто сгубил Creative X-Fi Elite Pro с её и без того резким звучанием. При использовании комплектного кабеля от усилителя C.E.C. пропало ярко выраженное окрашивание и высокочастотные «непристойности», хотя тарелки и шипящие согласные в вокале не перестали резать слух. В целом стало гораздо комфортнее, но по-настоящему карта раскрылась в режиме «Entertainment»: стереопанорама расширилась и приобрела реалистичность, средние частоты стали чисты и очень детальны, и только высокие частоты остались излишне ярковатыми. ASUS Xonar со штатным кабелем также значительно улучшил звучание, в первую очередь за счет меньшего окрашивания и улучшения микродинамики. Карта легко и непринужденно справилась с музыкой всех жанров, даже такими сложными классическими произведениями, как адский танец из сюиты Стравинского «Жар-птица», «История принца Календара» из «Шахеризады» Корсакова. В увертюре из оперы «Макбет» Верди многие звуковые карты пасуют перед женским хором на фоне оркестра, превращая голоса в невнятные оглушающие выкрики; Xonar же смог не только четко разделить каждый голос в пространстве, но и отыграть всё произведение без малейших искажений, заставляющих понижать громкость. И всё же ASUS Xonar не идеален – как только дело доходит до лирических композиций, мои симпатии однозначно переходят к Auzen X-Fi Prelude. Есть в её подаче музыкального материала что-то, чему я до сих пор не смог подобрать точного описания, какая-то нежность, не дающая оторваться от прослушивания, мягкость, позволяющая не испытывать усталости. Примечательно, что только Auzen X-Fi Prelude не пострадала от кабеля производства Monster Cable, хотя привлеченный для проведения следственного эксперимента неподготовленный слушатель уверенно фиксировал отличия между кабелями и на этой карте.

Для тех, кто верит в то, что кабель не может влиять на звучание аппаратуры, выкладываю результаты измерений цепочки Creative X-Fi Elite Pro → межблочный кабель → CEC HD53R → ASUS Xonar D2. Усилитель соединялся с линейным входом звуковой карты очень коротким шнуром с двумя 3,5-мм разъёмами. В чём именно заключается причина таких различий – с уверенностью сказать нельзя; возможно, что использованный нами усилитель C.E.C. излишне чувствителен к паразитным параметрам кабелей (таким, как ёмкость или индуктивность), возможно, сыграло свою роль что-либо ещё.

В итоге, прослушав каждую карту по несколько раз на десятках музыкальных произведений, я вынужден признать, что явного лидера среди них всё же нет, и у каждой из карт есть свой уникальный «почерк». С удачным межблочным кабелем в «Entertainment» режиме Creative X-Fi Elite Pro может звучать просто великолепно, не уступая ASUS Xonar D2 в детальности и объёме звуковой сцены. Auzen X-Fi Prelude 7.1 проигрывает обоим конкурентам по макродинамике, но берёт натуральностью тембров и послезвучий. Asus Xonar D2, на мой слух, являет золотую середину в подаче баса, обладает фантастической разрешающей способностью, но её средние и высокие частоты немножко отдают синтетичностью, которая уменьшается при использовании передискретизации в 192 кГц.

Заключительным аккордом слуховых испытаний стала проверка карты на способность работать с наушниками без дополнительного усилителя. Напомню, что ASUS декларирует наличие у Xonar D2 высококачественного буфера для наушников. На поверку им оказался каскад фронтального выхода на спаренных операционных усилителях общего назначения, таких же, какие применяются в стадии преобразования и фильтрации трёх дополнительных аналоговых выходов. Тем не менее, буфер исправно выполняет своё предназначение, позволяя карте отлично звучать даже с наушниками Grado, чей импеданс равен 32 Ом. Отличия в звуке от внешнего усилителя услышать непросто: чуть хуже разборчивость, чуть меньше глубина сцены. Зато стереопанорама не ухудшается, как это бывает у большинства звуковых карт, не рассчитанных на непосредственное подключение наушников. Из недостатков можно отметить лишь явную нехватку питания операционных усилителей. На 100 % громкости напряжение выходного сигнала при подключении наушников падает более, чем на 10 дБ, в итоге даже на высокочувствительных наушниках запаса громкости нет. Конечно, можно приподнять индивидуальные регуляторы громкости каждого канала в микшере Xonar D2 Audio Center, но тогда вы явственно услышите, как падает громкость на первых звуках музыкального произведения.
Играем в игры

С тех пор, как Creative Labs поглотила Aureal Semiconductor, на вопрос о выборе звуковой карты для игр существовал только один ответ – Sound Blaster. Программные реализации необходимых для «трёхмерного» звука процедур разработки Sensaura и QSound не только уступали в функциональности и качестве конечного результата (в первую очередь, частотного и динамического диапазона, полученного после обработки звука), но и потребляли при этом существенную долю ресурсов центрального процессора. Однако сегодня, когда два процессорных ядра есть в каждом игровом компьютере (а в некоторых их уже и все четыре), вычислительная мощность перестала быть проблемой, а значит, у программных решений появился второй шанс.

Поскольку ASUS Xonar D2 основан на процессоре и драйверах C-Media, изобретать велосипед инженерам не пришлось – трёхмерный звук получается при помощи технологии C-Media Xear 3D 7.1 Virtual Speaker shifter, которая задаёт положение в пространстве 8 виртуальных акустических систем, на которые производится «рендеринг» звуковой сцены через «Sensaura CRL3D HRTF 3D positional sound enhancement with multi-drive». За сведение трёхмерного звука в стереосигнал отвечают технологии Dolby Laboratories: звучание виртуальной 5.1 акустической системы имитируется на двух колонках с помощью технологии Dolby Virtual Speaker, аналогичная функция для наушников носит название Dolby Headphone. Подробнее о работе данных технологий можно прочитать на сайте их владельца.

Изначально, как и все остальные продукты, кроме продуктов Creative, Xonar D2 поддерживала модель реверберации, совместимую только с EAX 2, но ASUS не была бы ASUS, если бы не усовершенствовала что-нибудь общепринятое: начиная с драйвера версии 8.17.30, карта рапортует о поддержке EAX 3, 4 и даже 5. Благодаря этому, в частности, стало возможным использование OpenAL в Quake 4, однако над совместимостью с другими играми программистам ещё предстоит поработать, поскольку далеко не все приложения замечают наличие таких возможностей. Так, ни RightMark 3DSound Positioning Accuracy Test, ни игра F.E.A.R. не позволяют активировать в настройках EAX Advanced HD, по крайней мере в среде Windows XP. Кроме того, пройти звуковой тест 3DMark’03 удалось только с выключенной функцией GX. Кстати, несколько слов о том, что это такое.

Как известно, концепция DirectX 10 больше не допускает расширений, специфичных для конкретного производителя; каждое DirectX 10 совместимое устройство обязано поддерживать все стандартизированные функции. Поскольку расширения EAX версии 3, 4 и 5 поддерживались только картами серии Sound Blaster, они не укладывались в эту концепцию и оказались «вне закона». Чтобы обеспечить полноценное функционирование в среде Windows Vista игр, рассчитанных на работу со своими расширениями DirectSound3D, программистам Creative пришлось реализовать механизм подмены вызовов функций DirectSound на обращения к собственной библиотеке OpenAL. Сия нетривиальная операция получила соответствующее производимому действию название – алхимия. Интересно, что несколько лет назад, пытаясь популяризовать OpenAL среди разработчиков игр, Creative создавала эмулятор функций OpenAL через DirectSound, и вот теперь возникла необходимость в обратном действии.

Программисты C-Media и ASUS реализовали для Xonar D2 аналогичную функцию, назвав её DirectSound3D Gaming Extensions, с той лишь разницей, что вызовы DirectSound транслируются в недра Xear3D, а не OpenAL, который на этой карте также эмулируется. В последних версиях драйверов реализовано второе поколение DS3D GX, с моделью реверберации, подражающей EAX Advanced HD и возможностью наложения игровых ревербераций на сигнал с микрофона. Подмена функций DirectSound теперь осуществляется и в среде Windows XP: после активации кнопочки «GX» в Xonar D2 Audio Center разница между DirectSound3D Software и DirectSound3D Hardware пропадает, поскольку и в том, и другом случае работает звуковой движок Xear 3D со всеми его возможностями. Это необходимо, в частности, для текущей реализации OpenAL, которая основана на Generic Hardware драйвере вышеупомянутой библиотеки эмуляции Creative OpenAL. Впрочем, в ближайшем будущем можно ожидать улучшений в поддержке OpenAL, поскольку в последних драйверах уже появился файл Cm_Oal.dll, который пока никак не задействован.

Как видите, с игровыми возможностями у ASUS Xonar уже почти всё в порядке, есть поддержка всех необходимых функций и множество опций для настройки звука под свои предпочтения, осталось лишь разобраться, как это всё работает. Не имея многоканальной акустики, я был вынужден тестировать только способность карт создавать трёхмерный звук в наушниках. Впрочем, играть в наушниках гораздо удобнее, поскольку никто из окружающих не слышит стрельбы и криков, а значит, не потребует прекратить непотребство сейчас же или убавить громкость.

Первое моё знакомство с ASUS Xonar D2 совпало по времени с появлением демо-версии игры Crysis, поэтому и описывать свои впечатления от трёхмерного звука я начну с нее. Crysis использует программный звуковой движок FMOD_EX, не зависящий от DirectSound3D, но позволяющий применять EAX-эффекты. Как ни странно, даже в таком случае наблюдаются серьёзные различия в звуке ASUS Xonar и Creative X-Fi. Интересно становится уже на первой заставке, где из пустоты со скрежетом проявляется диск с эмблемой Electronic Arts. На Xonar этот скрежет уже объёмен, как будто диск висит перед тобой в воздухе, X-Fi «рисует» его плоско, прямо в голове. В самой игре, при активированных функциях Dolby Headphone и Dolby Pro Logic IIx, звуки «окружающего мира» с разных направлений реалистично сочетаются, образуя естественную для слуха картину, а фоновая музыка, звучащая из ниоткуда, добавляет острых ощущений. Низко летящий реактивный самолёт почти неотличим от настоящего и вызывает инстинктивное желание пригнуться, рикошетирующие пули и разлетающиеся по сторонам обломки также удивительно правдоподобны. Sound Blaster X-Fi при аналогичных настройках (режим CMSS-3D Headphone) звучит совершенно иначе. Сразу после смены звуковой карты отмечаешь, что высоких частот больше, а середина и низкие частоты приглушеннее, если не сказать беднее. Высокие частоты и реверберация у X-Fi значительно качественнее, благодаря чему лучше передаётся простор открытых пространств, однако нет того ощущения присутствия и драйва, что даёт Xonar. На X-Fi кажется, что возле игрока полная тишина, а жизнь кипит где-то поблизости, да ещё и игровая музыка звучит прямо в голове. Эта синтетичность звукового сопровождения сильно уменьшает удовольствие от игры, поэтому отдать предпочтение звуковой карте X-Fi лично я не могу – с ASUS Xonar играть страшнее и интереснее. Разница в частоте кадров с этими двумя звуковыми картами субъективно не улавливается, а замер производительности в стандартном демо облета острова при минимальных настройках графики и максимальных звука дал следующие результаты:

ASUS Xonar D2 Game mode (Dolby Headphone) – в среднем 68,09, минимум 43,53, максимум 95,93 кадров/с.
Creative X-Fi Elite Pro Game Mode (CMSS-3D Headphone) – в среднем 69,86, минимум 44,96, максимум 103,15 кадров/с.

Как я уже упоминал, с последними драйверами ASUS в Quake 4 стало возможным использование OpenAL. Значительно усовершенствованный звуковой движок, появившийся в игре после одного из патчей, до сих пор был доступен только владельцам звуковых карт Audigy2 и X-Fi, поэтому мне было особенно интересно сравнить качество объёмного звука в своего рода лабораторных условиях стальных коридоров Quake 4. Загрузив несколько сохранений с различных уровней, я с удивлением обнаружил, что ASUS Xonar D2 и здесь уверенно соперничает с Sound Blaster X-Fi! В первую очередь я отметил отличную передачу направления на звук и расстояния до него. Слуховое восприятие всегда находится в полном согласии с визуальным, и только при взгляде прямо на звучащий объект легкие повороты вправо-влево вызывали неприятные скачкообразные перемены в звуке. В аналогичных условиях X-Fi немного четче позиционирует звуки сзади, зато при незначительных поворотах персонажа перемещает их много больше, чем нужно, вызывая слуховую дезориентацию. Кроме того, у X-Fi обнаружилась странная проблема с высокими частотами – шипение струй пара и осветительных шашек почти не затухает с расстоянием, а в определенный момент просто обрывается. Реверберация у X-Fi заметно громче, но не могу сказать, что натуральнее – в одной ситуации преимущество у X-Fi, в другой Xonar оказывается естественнее. Выстрелы на Xonar не такие резкие, как на X-Fi, зато очень интересны по тембру, взрывы несколько лучше удаются Xonar, а высокие частоты значительно более детальны у X-Fi. Помимо ревербераций, X-Fi реалистично рассчитывает отражения звуков от стен, при включении опции «ElevationFilter» более натурально передаёт канонаду над подземельями, а также ощутимо меньше загружает процессор, однако я бы предпочел проходить Quake 4 со звуковой картой ASUS Xonar D2, если бы не проблемы со стабильностью последней на текущий момент версии драйвера 8.17.31 RC01 beta. Каждый раз, когда было необходимо перейти из одного помещения в другое через открывающуюся дверь, начинались проблемы со звуком и, спустя некоторое время, игра завершалась с ошибкой «The memory could not be read».

Ещё одна игра, использующая OpenAL для создания реалистичного звукового окружения – S.T.A.L.K.E.R. – оказалась совсем беспощадной к Creative X-Fi. К уже упомянутой некорректности направления на звук добавилась неправильная передача расстояния, что особенно заметно на высокочастотных звуках. Например, сопение бегущих вдалеке бандитов слышится так, будто тебя уже окружили и вот-вот начнут убивать в рукопашной. Надо ли говорить, что это очень мешает играть? Совсем другое дело – ASUS Xonar D2, с ним получается невероятно четкая и естественная для слуха звуковая картина, обеспечивающая полное погружение в игровой мир, когда стреляешь на звук и всегда знаешь, сколько человек осталось в живых у тебя за спиной. Ветер гудит в ушах, страшный рёв где-то в стороне пробирает до мурашек, визжащие и щёлкающие по стальным остовам брошенных машин пули заставляют инстинктивно убраться с линии огня, даже не видя противника. Такого пьянящего ощущения реальности происходящего я не встречал нигде, включая увешанный различными регалиями Crysis. Причем падение производительности от программной обработки трёхмерного звука совсем не ощущается. Установив минимальное качество графики, в демо-записи облёта одного из уровней игры я получил следующие значения средней производительности:

ASUS Xonar D2 Game mode (Dolby Headphone) – 253 кадра/с;
Creative X-Fi Elite Pro Game Mode (CMSS-3D Headphone) – 280 кадров/с;
Audiotrak Prodigy 7.1 (DirectSound3D software) – 283 кадра/с;

Последняя из испытанных игр, F.E.A.R., судя по всему, целиком и полностью затачивалась под SoundBlaster с EAX Advanced HD. Она не замечает поддержки данной технологии у ASUS Xonar, и её вялые нединамичные звуковые семплы звучат хорошо только на Sound Blaster. Не мудрено, что в этом случае Creative X-Fi оказывается в более выигрышном положении, по крайней мере, в тестовой записи для замера быстродействия у неё гораздо больше объёмности, четче локализация в пространстве, слышны красивые отражения звуков от стен. Тем не менее, в реальной игровой ситуации ASUS Xonar D2 смог не ударить в грязь лицом, обеспечив очень реалистичное звуковое окружение. Пусть выстрелы звучали тускло, пусть не слышно ранних отражений, зато ориентироваться в гуще сражения с хитрыми ботами мне было гораздо проще именно с Xonar. Увеличение нагрузки на процессор я ощутить не смог, а встроенный тест вынес такие оценки:

ASUS Xonar D2 Game mode (Dolby Headphone) – в среднем 130, минимум 98, максимум 175 кадров/с.
Creative X-Fi Elite Pro Game Mode (CMSS-3D Headphone) – в среднем 145, минимум 112, максимум 206 кадров/с.

Подводя итог многочисленным экспериментам с играми, хочу отметить очень серьёзный прогресс драйверов ASUS и прекрасную работу технологии Dolby Headphone в играх с поддержкой DirectSound3D – во всех проверенных играх её интерпретация игрового окружения оказывалась более естественной для слуха, чем у Creative CMSS. В то же время, нельзя умолчать и о недостатках текущей реализации трёхмерного звука: нет расчета ранних отражений, нет обработки положения источника звука по вертикали, чрезвычайно большие интермодуляционные искажения на высоких частотах, делающие звучание грязным и тусклым. Если программистам C-Media удастся решить проблему искажений, на что я очень и очень надеюсь, звуковые карты ASUS Xonar смогут составить серьёзнейшую конкуренцию продукции Creative Labs.
Объективное тестирование

Секция измерений в этом обзоре намеренно сделана последней, чтобы можно было проверить объективно все те нюансы, которые выявились при прослушивании. Для этих целей мы воспользовались программным комплексом RightMark Audio Analyzer 6.0.6 Pro, который выводит на заданное звуковое устройство набор тестовых сигналов, а затем анализирует записанный результат. Основные принципы работы с программой изложены в официальном руководстве.

Для тестов аналоговой части звуковых карт один из линейных выходов соединялся с линейным входом этой же или другой карты (о чем будет специально оговорено перед соответствующими таблицами) предельно коротким кабелем с 3,5-мм разъёмами.

Конфигурация тестового стенда:

Материнская плата Gigabyte GA-K8NS Ultra-939
Процессор AMD Opteron 165
Оперативная память Corsair XMS-3200XL
Видеокарта ATI Radeon X1950 Pro
Жёсткий диск Hitachi T7K250
Блок питания Rosewill Turbo Series RT550-135-BK (550 Вт)

Перед измерением характеристик аналоговой части звуковых карт необходимо убедиться, что драйвер корректно передаёт тестовый сигнал, не производя над ним никакой обработки. Для этого выберем в микшере звуковой карты источник записи «Wave», запустим один экземпляр Rightmark Audio Analyzer и поставим его на запись сигнала с максимальной точностью 32 бита, а второй запущенной копией будем воспроизводить тестовые сигналы с точностью 16, 24 и 32 бита через все доступные интерфейсы вывода звука. К слову, данный тест стал возможен благодаря оперативной работе программистов C-Media, устранивших неправильную обработку источника записи «Wave», приводившую к большому количеству искажений.


Сигнал с точностью 16 бит и частотой дискретизации 44,1 кГц передаётся без искажений через любой доступный карте интерфейс. Результаты для ASIO, немного превосходящие теоретические возможности формата, являются следствием ошибки в процедуре воспроизведения Rightmark Audio Analyzer, поскольку при проигрывании через WinAMP с ASIO плагином получается полное совпадение с образцовым сигналом.


Тестовый сигнал 24-битной точности, на первый взгляд, все интерфейсы передали без потерь, однако детальное изучение шумовой полки при наличии тона с большим уровнем показало, что ближе всех к оригиналу оказался интерфейс Kernel Streaming, хотя и DirectSound c MME практически от него не отличаются. А вот ASIO на этот раз добавил небольшое количество искажений, которых нет при воспроизведении сигнала с помощью WinAMP.


Даже доисторический Wave Out в последних версиях драйверов ASUS Xonar справляется с передачей сигнала 32-битной точности, а DirectSound умудрился даже чуточку превысить теоретический предел динамического диапазона. Впрочем, измеренный уровень шума и взаимопроникновения каналов недвусмысленно говорит о том, что в драйвере производится какое-то округление за пределами 24-битной точности представления сигнала. Возможно, это следствие преобразования сигнала в формат с плавающей точкой для регуляторов громкости и алгоритма передискретизации.

Результат ASIO совершенно аналогичен тому, что получился при 24-битной точности, из чего можно сделать предположение о природе ошибки в работе с ASIO в Rightmark Audio Analyzer. Дело в том, что C-Media допускает два варианта ASIO, с 16- и 24-битной точностью представления сигнала, тогда как реализации всех остальных производителей придерживаются более удобных для центрального процессора значений 16 и 32 бита. Судя по всему, такое развитие событий не было предусмотрено разработчиками тестового пакета.

Интересно, что в данном случае и Kernel Streaming оказался несколько хуже образцового интерфейса. На картинке ниже представлен спектр записанного сигнала в тесте динамического диапазона, наиболее наглядно иллюстрирующий поведение драйвера.


Спектрограмма теста динамического диапазона

Теперь переходим к измерениям качества аналоговой части звуковых карт. Первым делом необходимо определить, у какой карты качественнее реализован линейный вход, для чего необходимо провести измерения линейных выходов через собственный линейный вход и вход другой карты.


Линейные входы у ASUS Xonar и у X-Fi Elite Pro оказались почти идентичны по качеству, с минимальным преимуществом ASUS Xonar D2 по шумности, если не учитывать тот факт, что для Creative X-Fi пришлось подбирать слот PCI с наименьшими шумами питания (им оказался самый нижний слот материнской платы), а ASUS Xonar D2 показывал одинаково хорошие результаты в любом слоте.

Поскольку соединение одной карты с другой приводит к ухудшению результатов измерений, дальнейшие изыскания будут проводиться через собственный линейный вход каждой звуковой карты. Сначала изучим параметры фронтального и тылового каналов двух карт. Напоминаю, что они различаются только моделями операционных усилителей.


Судя по полученным данным, фронтальный выход ASUS Xonar D2 отличается от фронтального выхода Creative X-Fi Elite Pro только коэффициентом нелинейных искажений. Абсолютно такая же ситуация и с тыловыми выходами. Конечно, по скупым цифрам ASUS Xonar D2 получается победителем, но в обзоре Auzen X-Fi Prelude я уже писал, что лучшая цифра не обязательно даст лучшее звучание, поэтому займёмся сравнением уровней отдельных гармоник.


Xonar D2 Out 1 (Front) Distortion Spectrum


Xonar D2 Out 2 (Rear) Distortion Spectrum


X-Fi Elite Pro Out 1 (Front) Distortion Spectrum


X-Fi Elite Pro Out 2 (Rear) Distortion Spectrum

Фронтальный выход ASUS Xonar D2 показал существенную разницу между каналами. В левом канале уровень гармоник в целом ниже примерно на 10 дБ, зато в правом полностью отсутствует пятая гармоника. О причинах такого поведения я судить не берусь, скажу лишь, что тыловой выход ничего подобного не продемонстрировал, но сильно проиграл даже худшему из двух каналов фронтального выхода. Линейный выход Creative X-Fi Elite Pro столь же сильно проиграл по уровню третьей и пятой гармоник, да и седьмая гармоника у него выше более чем на 10 дБ. В итоге, в соревновании «главных» выходов с большим отрывом побеждает ASUS Xonar D2, а вот тыловые каналы звуковой карты Creative выглядят значительно более убедительно.

А теперь давайте проверим, как меняются измеряемые характеристики двух карт в зависимости от частоты дискретизации сигнала.


Xonar D2


X-Fi Elite Pro

Creative X-Fi не позволяет записывать сигнал с частотой 192 кГц, поэтому измерений в этом режиме не проводилось, однако и так заметно, что её поведение заметно отличается от ASUS Xonar D2 – наилучшие результаты по шуму и динамическому диапазону получены на частоте 96 кГц. К тому же, ASUS существенно уступил по данным параметрам на частоте 44 кГц. Что это, проблема с воспроизведением или с записью сигнала? Придётся ещё раз провести измерения через линейные входы другой карты.


Очевидно, что уменьшение динамического диапазона при частоте дискретизации 44 кГц у ASUS Xonar D2 не связано с особенностями работы аналого-цифрового преобразователя, а целиком и полностью лежит на совести тракта воспроизведения. Не в этом ли причина замеченного улучшения звучания музыки при использовании программной передискретизации? Как мы выяснили ранее, драйвер совершенно корректно передаёт цифровой сигнал с точностью 24 бита, значит, собака зарыта где-то глубже, возможно, в интерфейсе с ЦАП или в тактовом генераторе. Хочется верить, что ASUS совместно с сотрудниками C-Media сможет разобраться и с этой неувязкой в работе карты, как они уже устранили интермодуляционные искажения, наблюдавшиеся при использовании ранних версий драйверов для Xonar D2.

Пользуясь случаем, я провёл аналогичное исследование и при частоте дискретизации 96 кГц.


Сравнивая полученные показатели шума с предыдущими результатами, приходишь к выводу, что аналого-цифровой преобразователь Creative X-Fi Elite Pro лучше всего работает на частоте 96 кГц, а аналогичный функциональный блок ASUS Xonar D2, наоборот, обеспечивает наибольший динамический диапазон при частоте 44,1 кГц. Если бы не досадная проблема с воспроизведением на этой частоте и меньший разброс искажений между левым и правым каналами фронтального выхода, результаты измерения звуковой карты ASUS могли бы быть ещё более впечатляющими.

Желающие ознакомиться с полными результатами тестирования в RMAA могут скачать архив с ними (7,7 Мбайта).
Заключение

После близкого знакомства с ASUS Xonar D2 можно признать, что это – одна из самых универсальных звуковых карт на рынке. Высочайшее качество технического исполнения позволяет ей показывать наилучшие среди массовых продуктов результаты в измерениях, она здорово звучит в музыке, обеспечивает отличный объёмный звук в играх и имеет самый многофункциональный драйвер из всех, что мне довелось видеть. Количество различных звуковых эффектов и полезных дополнений, вроде автоматического кодирования многоканального звука в форматы Dolby Digital и DTS, удовлетворит даже самого изощрённого пользователя. Конечно, можно посетовать на отсутствие драйвера для Linux, однако, с другой стороны, если звуковая карта будет использоваться в мультимедийном компьютере под управлением Windows Media Center Edition, драйвер ASUS Xonar D2 установит специальную версию панели управления, оптимизированную для отображения на телевизоре.

Поддержка MIDI устройств, отличная реализация ASIO 2.0 и превосходное качество оцифровки аналоговых входов делает карту пригодной для профессионального использования в звукозаписи. Для желающих попробовать свои силы в создании музыки в комплекте с картой поставляется набор профессиональных приложений с несколько ограниченной функциональностью. Единственным недостатком в этом плане является невозможность записи нескольких источников одновременно, хотя сердце карты – контроллер C-Media Oxygen HD – вполне это позволяет.

К положительным моментам можно также отнести лицензионный Power DVD 7 и солидный комплект аксессуаров для соединения карты с усилителем или ресивером. Если же вы собираетесь пользоваться только наушниками, то можно не заботиться о дополнительном усилителе, поскольку карта хорошо справляется даже с низкоомной нагрузкой. Хотя тем, у кого нет причин подключать наушники непосредственно к звуковой карте, дополнительный каскад на не самых качественных операционных усилителях скорее испортит обедню, поскольку неизбежно ухудшает качество звука, но не избавляет карту от чувствительности к межблочным кабелям. К чести ASUS, комплектные кабели имеют достаточную длину и качество, искать что-то иное не имеет большого смысла.

Чтобы не пересказывать заново содержание всего обзора, не стану подытоживать достоинства и недостатки ASUS Xonar D2, тем более, что основные претензии относятся к панели управления Xonar D2 Audio Center. Универсальность карты делает затруднительным однозначное определение целевой аудитории, но основной конёк карты назвать можно – высочайшее качество всех аналоговых выходов. Это делает её особо привлекательной для создания домашнего медиа-центра с многоканальной акустикой очень высокого класса. Бытовые DVD-плееры с сопоставимой по качеству начинкой будут стоить на порядок дороже, чем ASUS просит за своё изделие.

И всё же, для полного аудиофильского счастья, хотелось бы большего – Deluxe версии карты, с ещё более качественным цифро-аналоговым преобразователем Burr Brown PCM1792 и самыми качественными операционными усилителями на фронтальном выходе.
Другие материалы по данной теме

X-Fi для меломанов: звуковая карта Auzen X-Fi Prelude 7.1
Grado SR325i и Sennheiser HD 600: наушники высшего класса
Creative SoundBlaster X-Fi: октябрьская революция аудиокарт