3DMark Vantage

Введение


Корпорация Futuremark уже давно зарекомендовала себя как регулярный поставщик инструментов для оценки производительности вашей системы. И в первую очередь речь идёт, конечно же, о 3DMark.

3DMark Vantage - новая разработка Futuremark, предназначенная для тестирования вашей системы в рамках технологий DirectX10. Это автоматически означает необходимость установки пакета под Windows Vista (более того, необходимо наличие Service Pack 1 для этой операционной системы).

Разработчики заявляют об обновлённом "движке", а также новых тестах графики, CPU, ряда новых "фич". Кроме того, объявлено о поддержке самого современного аппаратного обеспечения.

Системные требования


Минимальные системные требования:

Процессор с поддержкой набора команд SSE2, с производительностью на уровне Intel Core 2 Duo E6600, AMD Athlon X2 6000+ или быстрее.

Видеокарта, полностью совместимая с DirectX10. Рекомендуется 512MB ОЗУ на борту.

Монитор, способный держать разрешение 1280x1024. Рекомендуется монитор, способный держать разрешении 1920x1200.

Оперативная память: минимальный объём, требующийся для запуска Windows Vista. Рекомендуется 512MB ОЗУ на борту.

Жёсткий диск: требуется около 1 GB свободного места на жёстком диске.

Оперативная система Windows Vista с установленным Service Pack 1

Как видно из системных требований, вам придётся скачивать и устанавливать Service Pack 1 для Windows Vista, если вы до сих пор игнорировали данное обновление.


Описание


Дистрибутив занимает около 450 Мегабайт, после установки в каталог программы устанавливается около 600 Мегабайт данных. Следует сказать, что во время инсталляции 3DMark Vantage дополнительно инсталлирует DirectX10 Runtimes, дистрибутив Ageia PhysX, а также Microsoft Visual C++ 2005 Redistributable Package.


Итак, небольшое вступление... 3DMark Vantage, как уже говорилось, базируется на абсолютно новом "движке", специально разработанном для того, чтобы реализовать все преимущества DirectX10, нового графического API от Microsoft. В составе пакета идёт четыре основных теста, все они написаны "с нуля". Два теста графической подсистемы отличаются продвинутыми визуальными эффектами (благодаря поддержке DirectX10). Два теста центрального процессора были переработаны с самого начала, и теперь отличаются полным диапазоном вычислений, характерных для искусственного интеллекта и "физики". При этом CPU Test 2 (тест "физики") обладает поддержкой аппаратных ускорителей для обсчёта физических моделей. Также в составе имеются шесть Feature-тестов (не влияющих на рейтинг, выставляемый производительности системы), но, впрочем, обо всём по порядку.

Первое, о чём следует сказать - это простая и понятная система жёстко заданных предварительных установок. Предлагаются следующие preset'ы - Entry (начальный уровень), Performance (производительность на первом месте), High (высокое качество) и Extreme (максимально высокое качество).


Расшифровка установок доступна в данной таблице:

Параметры профилей
 Параметр Entry Performance High Extreme
 Разрешение 1024x768 1280x1024 1680x1050 1920x1200
 Кол-во сэмплов при мультисэмплинге 1 1 2 4
 Качество мультисэмплинга 0 0 1 1
 Фильтрация текстур Trilinear Trilinear Anisotropic Anisotropic
 Макс. анизотроп. фильтрация - - 8 16
 Качество текстур Entry  Performance High Extreme
 Качество теневого шейдера Entry  Performance High Extreme
 Качество разрешения теней Entry  Performance High Extreme
 Качество шейдера, имитирующего рельеф Entry  Performance High Extreme
 Качество объёмного рендеринга Entry  Performance High Extreme
 Масштаб постобработки 1:5 1:2 1:2 1:5
 Отключенные эффекты постобработки Motion Blur, DOF - - -

При этом любое изменение параметров по умолчанию внутри этих preset'ов - переводит ваш профиль тестирования в разряд Custom. В принципе, ясно, что унификация пойдёт на пользу начинающим пользователям, не понимающим, какие параметры графики на что влияют. А также позволит легче и проще сравнивать производительность различных систем, внося соответствующие "циферки" в общую онлайновую базу данных.


System Info

Теперь - об идущем в составе пакета компоненте System Info.


Вы можете предоставить ему возможность проанализировать вашу систему. В конце вам выдадут список обнаруженных аппаратных и программных компонентов, на длинной "портянке" в формате HTML.


Перечисляются характеристики центрального процессора, информация о DirectX (внутри - сведения о видеокарте и её драйвере), данные об оперативной памяти, устройствах хранения данных, операционной системе, мониторе, материнской плате.


Методика тестирования

Специалисты Futuremark предлагают нам следующую методику тестирования для получения наиболее точных результатов:

Перед запуском теста - перезагрузите компьютер.
Подождите 60 секунд.
Закройте все запущенные в системе приложения.
Подождите 15 минут.
Запустите тесты.
Снимите результат и повторите все предыдущие пункты. В итоге, получив 3 результата одного и того же теста - оцените погрешность и общую картину производительности.

Дополнительные рекомендации: разработчики рекомендуют проводить тестирование только на "чистых" системах без установленного дополнительного программного обеспечения, которое может повлиять на итоговый результат.

Опция "Flush on Low FPS" требует дополнительного объяснения. Производительность в тестах на некотором оборудовании настолько низкая, что в операционной системе срабатывает ошибка Timeout Detection and Recovery (TDR), после чего тест сбрасывается. Обычно такая ситуация возникает только в случаях, когда количество fps (кадров в секунду) падает до значения 2 и меньше. Подача определённых команд очистки на видеокарту во время таких резких падений производительности может помочь избежать ошибок вида TDR, и позволить тесту пройти до конца. Однако опция "Flush on Low FPS" серьёзно влияет на надёжность и точность выдаваемых результатов тестирования, поэтому полученные рейтинги производительности не могут служить для дальнейшего сравнения. Системы с несколькими видеокартами тоже находятся в зоне риска - результаты их тестов со включенной опцией "Flush on Low FPS" также являются ненадёжными.


Тесты

Как уже говорилось выше, в составе пакета идёт два теста графической подсистемы, два теста центрального процессора и шесть тестов различных "фич" (не влияющих на выводимый общий рейтинг производительности).

Для быстрого тестирования - достаточно выбрать в ниспадающем меню профиль (Entry, Performance, High или Extreme) и нажать кнопку "Start Benchmark". После этого пройдут сразу все тесты (если они у вас отмечены галочками) и в конце вам выдадут общую оценку производительности системы.


Разберём каждый тест по отдельности.

Graphics Test 1: Jane Nash.


Тестовая сцена с комплексной одеждой на персонажах, симуляцией физики, несколькими источниками динамического освещения, сложной моделью освещения поверхностей. Используются несколько иерархических шагов, включающих отражение и преломление для воды, симуляцию физики при столкновении объектов. В общем и целом отмечается следующая специфика: множество статичных объектов; множество динамических объектов со сложными текстурами; каскадные теневые карты с PCF-фильтрацией; малое количество одинаковых объектов; нет объёмных эффектов, симуляция ткани; анизотропия; каустика; иерархическая отрисовка сцены и т.д.


Graphics Test 2: New Calico.


В тесте Calico отображается обширная космическая сцена, с множеством движущихся недеформируемых объектов и со специальными элементами вроде планеты и астероидного пояса. Разработчики отмечают следующую специфику сцены: Практически вся сцена состоит из движущихся объектов; нет skinned-объектов, колеблющиеся тени, большое количество одинаковых объектов; локальные и глобальные ray-tracing эффекты (Parallax Occlusion Mapping, True Impostors и объёмный туман).


CPU Test 1: AI.


Данный тест характеризуется высокой рабочей нагрузкой, вызываемой расчётами совместного маневрирования и нахождения траектории. Сцена заполнена самолётами, пытающимися прокладывать путь между серией контрольных ворот, не допуская при этом столкновений друг с другом и с землёй. Рассчитывается планирование траектории движения для каждого самолёта, причём вычисления распараллелены и могут использовать многоядерные CPU. Более быстрые CPU с несколькими ядрами смогут более часто пересчитывать траекторию и выбирать наиболее оптимальный маршрут для каждого самолёта.


CPU Test 2: Physics.


В данном тесте реализована тяжёлая вычислительная нагрузка для расчёта "физики" (возможно, таковая будет применяться в игровых проектах будущего поколения). Отображаются воздушные соревнования самолётов, с опасной конфигурацией контрольных ворот. Самолёты оставляют дымный след, сталкиваются с гибкими и "тканевыми" объектами, а дым реагирует на прохождение сквозь него самолётов.


Feature Test 1: Texture Fill.


Этот тест отрисовывает кадры с помощью заполнения прямоугольника на экране значениями, считываемыми из небольшой текстуры с использованием нескольких её координат. Координаты текстуры вращаются и масштабируются между каждым кадром.


Feature Test 2: Color Fill.


Данный тест отрисовывает кадры с помощью многократного отображения прямоугольника через весь экран. Цветовые и альфа-каналы каждого угла прямоугольника - динамические. Реализована транзитная пересылка пиксельных шейдеров. Интерполированный цвет пишется напрямую в объект рендеринга с использованием альфа-смешения. Объект рендеринга - в 16-битном формате с плавающей точкой (наиболее используемый в настоящее время для вывода рендеринга HDR).


Feature Test 3: Parallax Occlusion Mapping (комплексные пиксельные шейдеры).


Этот тест отрисовывает кадры путём рендеринга одного прямоугольника (два треугольника) на экране, видимого с позиции динамической камеры. Пиксельные шейдеры используют технику Parallax Occlusion Mapping для симулирования комплексной геометрии над поверхностью прямоугольника. Сложные расчёты по методу трассировки лучей для достаточно большой карты с определением фактического перекрещивания линии взгляда со всей реализованной геометрией. Добавочная трассировка лучей определяет видимость данной точки в связи с несколькими динамическими источниками освещения. Наконец, поверхность затеняется с использованием относительно сложной модели затенения по Строссу. В тесте очень сильно используются сложные пиксельные шейдеры, динамическое управление обменом данных, методы трассировки лучей, и т.д.


Feature Test 4: GPU Cloth.


В данном тесте реализована физическая симуляция поведения ткани - с использованием ресурсов GPU. Симуляция производится как вершинная симуляция с использованием вертексных шейдеров, geometry shader'ов (шейдер управления топологией объекта) и поэтапного расчёта (требуется несколько проходов симулирования для одного шага симуляции). Данный тест характеризуется использованием вершинных шейдеров, геометрии затенения, функции Stream Out (возможность записи результатов работы geometry shader'а в вершинный буфер).


Feature Test 5: GPU Particles.


В данном тесте производится физическая симуляция эффектов частиц - с использованием ресурсов GPU. Симуляция производится как вершинная симуляция, где каждый вертекс представляет одну частицу. Для перевода частиц из одного состояния в другое в процессе смены этапов симуляции - используются функции Stream Out. В тесте представлены сотни тысяч частиц, каждая симулируется в отдельности, рассчитываются соударения относительно карты высот. Частицы отрисовываются с помощью расширения каждого вертекса в прямоугольник в geometry shader'е (шейдер управления топологией объекта). Данный тест характеризуется использованием вершинных шейдеров, функции Stream Out (возможность записи результатов работы geometry shader'а в вершинный буфер).


Feature Test 6: Perlin Noise (пиксельный шейдер со сложным вычислением).


Тест характеризуется множественными октавами шума Перлина (Perlin noise, открыт Кеном Перлином), вычисляемыми в пиксельном шейдере. Каждый канал цвета характеризуется своей собственной функцией шумов - для увеличения вычислительной нагрузки на систему. Perlin noise - метод реализации разнообразных "случайных" текстур, где генерируется несколько текстур "октав", слагая которые, получают некоторые текстуры, вид которых зависят от нескольких параметров. Основная задача теста - оценить вычислительные мощности видеокарты.


Метод получения оценки

Тем, кто любит разбираться в том, как же была оценена производительность его системы, приводим формулы, по которым выставляется оценка.

Производительность графики:


Производительность CPU:


Общий рейтинг производительности (3DMark Score):


Где:

F(gt1) - количество кадров в секунду по результатам первого графического теста;
F(gt2) - количество кадров в секунду по результатам второго графического теста;
O(cpu1) - количество операций в секунду по результатам первого теста CPU;
O(cpu1) - количество операций в секунду по результатам второго теста CPU;

Остальные коэффициенты, встречающиеся в формулах, сведены в данной таблице:

Коэффициенты при расчёте оценки производительности
 Коэффициент Entry Performance High Extreme
 W(graphics) 0,75 0,75 0,85 0,95
 W(cpu) 0,25 0,25 0,15 0,05
 C(gt1) 2500.0 / 14.4 2500.0 / 14.4 2500.0 / 14.4 2500.0 / 14.4
 C(gt1) 2500.0 / 14.9 2500.0 / 14.9 2500.0 / 14.9 2500.0 / 14.9
 C(cpu1) 2500.0 / 477.9 2500.0 / 477.9 2500.0 / 477.9 2500.0 / 477.9
 C(cpu2) 2500.0 / 12.0 2500.0 / 12.0 2500.0 / 12.0 2500.0 / 12.0


Заключение


Что можно сказать в заключение? Как обычно, с выходом очередного тестового пакета под вывеской 3DMark у пользователей даже вполне современных систем появляется повод для грусти при наблюдении жалкого количества кадров в секунду при прохождении тестов. Не отчаивайтесь, тесты сделаны искусственно ресурсоёмкими, с заделом на будущее. В реальности игровые разработчики производят различные оптимизации (кто будет покупать игру, которая "тормозит" на большинстве компьютеров?). А пока - проводите тестирование и делитесь результатами с онлайновой базой Futuremark, заодно оценивая производительность чужих систем.

3DMark Vantage распространяется на коммерческой основе: 3DMark Vantage Basic Edition - $6.95; Advanced Edition - $19.95; Professional - $495.00. Функциональные различия - в возможностях выбора профилей и работе с командной строкой:

Различия версий 3DMark Vantage
 Параметр Basic Advanced Professional
 Профиль Low нет да да
 Профиль Medium да да да
 Профиль High нет да да
 Профиль Extreme нет да да
 Feature тесты нет да да
 Интерфейс командной строки нет нет да